силовая передача малогабаритного самоходного шасси

Классы МПК:B60K17/10 с гидравлической или пневматической передачей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Завод-ВТУЗ при Алтайском тракторном заводе им. М.И.Калинина - филиал Алтайского политехнического института им. И.И.Ползунова
Приоритеты:
подача заявки:
1992-11-16
публикация патента:

Использование: в трансмиссиях малогабаритных тягово-транспортных средств. Сущность: коленчатый вал двигателя и вал полунезависимого отбора мощности расположены поперечно относительно продольной оси шасси. Первичный вал коробки передач выполнен с хвостовиками для соединения с карданными валами синхронного продольного отбора мощности, а вторичный вал - с хвостовиком для привода дополнительного ведущего моста. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Силовая передача малогабаритного самоходного шасси, содержащая двигатель, основную муфту сцепления, полунезависимые приводы вала отбора мощности и гидронасосов, связанные через передачу с дополнительной муфтой отбора мощности, а также двухвальную коробку передач, соединенную через основную муфту сцепления с коленчатым валом двигателя и посредством по крайней мере одной карданной передачи по крайней мере с одним самоблокирующим дифференциалом ведущих мостов, отличающаяся тем, что коленчатый вал двигателя и вал полунезависимого отбора мощности расположены поперечно относительно продольной оси шасси, коробка передач, выполненная с продольными валами, соединена через передачу с валом основной муфты сцепления, причем первичный вал коробки передач выполнен с хвостовиками для соединения с карданными валами синхронного продольного отбора мощности, а вторичный вал с хвостовиком для привода дополнительного ведущего моста.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трансмиссиям и системам отбора мощности тягово-транспортных средств, преимущественно малогабаритных самоходных шасси, требующих разветвленного отбора мощности.

Известна силовая передача малогабаритного трактора производства АТЗ (Алтайского тракторного завода), содержащая раздаточную коробку привода гидронасосов и продольного вала двухстороннего (спереди и сзади) отбора мощности, а также коробку передач с продольными валами, соединенную карданной передачей с самоблокирующимся дифференциалом ведущего моста (см. техническое описание и инструкция по эксплуатации малогабаритного трактора "Труженик", Рубцовск, 1991).

Недостатками указанной силовой передачи являются: отсутствие вала поперечного отбора мощности и возможности привода дополнительного ведущего моста для улучшения тягово-сцепных качеств малогабаритного трактора; сложность трансмиссии в связи с добавочным узлом раздаточной коробкой, соединенной с коробкой передач карданной передачей.

Наиболее близкой к изобретению является силовая передача самоходного шасси Т-16 МГ (см. Техническое описание и инструкция по эксплуатации Т-16 МГ. 00.000А ТО, Харьков "Прапор", 1988, стр. 6, 41). Силовая передача шасси содержит продольно-расположенный двигатель, муфту сцепления с дополнительной муфтой приводов вала отбора мощности и гидронасоса, двухвальную коробку передач с поперечным расположением валов, передачу к дифференциалу, дифференциал с блокировкой и конечные передачи. Кроме того, от вторичного вала коробки передач осуществляется синхронный поперечный отбор мощности.

Недостатками указанной силовой передачи шасси являются отсутствие возможности приводов дополнительного переднего ведущего моста и переднего отбора мощности.

Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, т.е. расширение функциональных возможностей силовой передачи самоходного малогабаритного шасси.

Поставленная цель достигается тем, что силовая передача малогабаритного самоходного шасси содержит двигатель, двойную муфту сцепления с полунезависимыми приводами вала отбора мощности и гидронасоса, двухвальную механическую коробку передач, соединенную через основную муфту сцепления с коленчатым валом двигателя и посредством одной или двух карданных передач с одним или двумя самоблокирующимися дифференциалами ведущих мостов, а также один или два вала синхронного отбора мощности. Двигатель такого шасси и вал полунезависимого отбора мощности выполнены с поперечным расположением относительно продольной оси шасси, коробка передач, выполненная с продольными валами, подсоединена через передачу к валу муфты сцепления. Первичный вал указанной коробки передач снабжен хвостовиками соединения с одной или двумя карданными передачами синхронного продольного переднего или заднего отбора мощности, а вторичный вал хвостовиком привода дополнительного ведущего моста.

В отличие от аналога и прототипа силовая передача выполнена многофункциональной с возможностью подключения переднего ведущего моста, с поперечным полунезависимым и передним синхронным валом отбора мощности.

Изобретение поясняется кинематической схемой силовой передачи шасси.

Силовая передача малогабаритного самоходного шасси содержит двигатель 1, основную муфту сцепления 2, полунезависимые приводы поперечного вала 3 отбора мощности и гидронасосы 4, выполненные от передачи 5, связанной с дополнительной муфтой 6 отбора мощности, а также двухвальную коробку передач 7 и один или два ведущих моста 8 с самоблокирующимися дифференциалами 9. Коробка передач 7 через коническую передачу 10 своим первичным валом 11 соединена через основную муфту сцепления 2 с коленчатым валом 12 двигателя 1 и вторичным валом 13 с задней карданной передачей 14. Хвостовик 15 вала 13 является приводом переднего ведущего моста. От первичного вала 11 через хвостовики 15 и 17 осуществляются задний и передний синхронные отборы мощности. Коленчатый вал 12 двигателя 1 и вал 3 отбора мощности выполнены с поперечным расположением относительно продольной оси шасси, а валы 11 и 13 коробки передач 7 с продольным.

Включение вала 3 полунезависимого отбора мощности производится с помощью зубчатой муфты 18 при выключенной дополнительной муфте 6. Хвостовики 16 и 17 синхронных отборов мощности являются концами первичного вала 11 коробки передач 7. Поэтому синхронные отборы мощности, также как и насосы 4, являются постоянно включенными при постоянно замкнутых основной 2 и дополнительной 6 муфтах. Хвостовики 15, 16, 17 и 19 валов 13, 11 и 3, когда они не используются, закрываются защитными колпаками 20.

Крутящий момент от коленчатого вала 12 двигателя 1 через постоянно замкнутую основную муфту сцепления 2, вал муфты сцепления 21 и передачу 10 передается на первичный вал 11 коробки передач 7 и далее через одну из передач 22 на вторичный вал 13, связанный карданной передачей 14 с дифференциалом 9 одного из ведущих мостов 8.

Таким образом, силовая передача шасси выполнена многофункциональной с возможностью привода дополнительного ведущего переднего моста с разветвленной системой отбора мощности.

Наличие полунезависимого привода к валу 3 отбора мощности и гидронасосам 4 позволяет выполнять следующие операции: производить последовательный разгон вначале рабочих органов сельскохозяйственных машин (орудий), а затем тракторного агрегата; осуществлять кратковременную остановку шасси без остановки рабочих органов машин (орудий) с включенными гидродвигателями и производить переключение передач. Наличие переднего и заднего синхронного отбора мощности позволяет шасси агрегатировать с машинами, производительность которых связана со скоростью движения шасси.

Технико-экономический эффект обеспечивается за счет расширения функциональных возможностей силовой передачи малогабаритного самоходного шасси без введения дополнительных узлов.

Класс B60K17/10 с гидравлической или пневматической передачей

гидравлическая система машины с гидростатической трансмиссией -  патент 2529111 (27.09.2014)
пневматический двигатель миронова (варианты) и включающее его траспортное средство -  патент 2520768 (27.06.2014)
устройство управления планетарной коробкой передач -  патент 2518788 (10.06.2014)
гидростатическая трансмиссия гусеничного трактора -  патент 2499690 (27.11.2013)
самоходная машина -  патент 2480649 (27.04.2013)
муфта-редуктор с пневмогидравлическим упругим элементом -  патент 2422297 (27.06.2011)
автомобильная трансмиссия -  патент 2380241 (27.01.2010)
гидромеханическое следящее устройство сельскохозяйственной машины -  патент 2372216 (10.11.2009)
гидротрансмиссия -  патент 2351482 (10.04.2009)
коробка передач с гидроусилителем крутящего момента -  патент 2350809 (27.03.2009)
Наверх