способ клепки

Классы МПК:B21J15/02 способы клепки 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Центральное специализированное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
1992-11-10
публикация патента:

Использование: в области клепально-сборочных работ при изготовлении заклепочных соединений в условиях одностороннего подхода к смешанным пакетам, содержащим детали из волокнистых композиционных материалов. Сущность изобретения: в деталях пакета выполняют соосные отверстия разного диаметра. Отверстие в детали из металла выполняют диаметром, меньшим диаметра отверстия в детали из волокнистого композиционного материала. На части толщины металлической детали формируют упрочненный слой путем осевого пластического сжатия материала детали по периметру отверстия с образованием при этом углубления на поверхности. Стержень с глухой полостью на одном конце и резьбой на другом ввинчивают в резьбовое отверстие, выполненное в детали из металла. Затем фиксируют крепежный элемент осевым перемещением упрочненного слоя. На стержне размещают втулку с фланцем, длина которой превышает суммарную высоту углубления в детали из металла и отверстия в детали из композиционного материла. Диаметры наружной поверхности и фланца втулки равны соответственно диаметру отверстия в детали из композиционного материала и диаметру углубления в детали из металла. Втулка имеет пазы на фланце и торце. Далее образуют замыкающую головку путем деформирования выступающей из пакета части стержня крепежного элемента. Одновременно обеспечивают затекание композиционного материала в пазы втулки. 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

Формула изобретения

Способ клепки преимущественно пакетов, содержащих детали из волокнистых композиционных материалов, заключающийся в получении в деталях пакета соосных отверстий разного диаметра, установке в отверстии одной из деталей пакета крепежного элемента с последующей его фиксацией, сборке пакета и образовании замыкающей головки путем осевого пластического деформирования выступающей из пакета части стержня крепежного элемента, отличающийся тем, что при клепке смешанных пакетов, одна из деталей которых выполнена из металла, отверстие в последней выполняют диаметром, меньшим диаметра отверстия в детали из волокнистого композиционного материала, перед получением отверстий детали собирают в пакет, который затем разбирают, после чего на части толщины металлической детали формируют упрочненный слой путем осевого пластического сжатия материала детали по периметру отверстия с образованием при этом соосного отверстию углубления на поверхности детали, затем в отверстии детали из металла выполняют резьбу, в качестве крепежного элемента используют стержень с глухой полостью на одном конце и резьбой на другом, который резьбовым концом ввинчивают в резьбовое отверстие детали, фиксацию крепежного элемента производят осевым перемещением упрочненного слоя, а перед сборкой пакета на стержне крепежного элемента размещают втулку с фланцем, длина которой превышает суммарную высоту углубления в детали из металла и отверстия в детали из волокнистого композиционного материала, а диаметры наружной поверхности и фланца равны соответственно диаметру отверстия в детали из волокнистого композиционного материала и диаметру углубления, в котором размещают фланец втулки, при этом последнюю выполняют с пазами, расположенными на фланце и противоположном ему торце и смещенными друг относительно друга в осевом направлении, а в процессе деформирования выступающей из пакета части стержня крепежного элемента производят деформирование выступающей части втулки с обеспечением затекания волокнистого композиционного материала в ее пазы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области клепально-сборочных работ и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства при производстве заклепочных соединений в условиях одностороннего подхода на смешанных пакетах, содержащих детали из волокнистых композиционных материалов.

Улучшение тактико-технических характеристик летательных аппаратов невозможно без применения новых материалов и прежде всего волокнистых композиционных материалов на металлической основе. При этом, как известно, наиболее эффективной областью их применения является местное упрочнение конструкций высокопрочными и высокомодульными накладками, что существенно увеличивает жесткость конструкции, обеспечивая последней требуемую размерную стабильность. Однако для элементов конструкций, например всевозможных балок сплошного сечения, усиление вышеназванными накладками проблематично из-за отсутствия надежных способов клепки и необходимости выполнения соединений в условиях одностороннего подхода.

Известен способ клепки смешанных пакетов, содержащих детали из волокнистых композиционных материалов, при котором в детали из металла выполняют сквозное отверстие, производят его раздачу путем запрессовки цилиндрического стержня диаметром, превышающим диаметр отверстия, собирают пакет и, используя в качестве крепежного элемента стержень, осуществляют его постановку в пакет в процессе пробивки отверстия в детали из волокнистого композиционного материала с одновременной выпрессовкой цилиндрического стержня из отверстия детали из металла, после чего производят клепку путем пластического деформирования выступающей из пакетов части стержня (1).

Известный способ клепки эффективен для конструкций с относительно малыми толщинами деталей. Вместе с тем известный способ клепки не позволяет управлять напряженно-деформированным состоянием по периметру отверстия в детали из волокнистого композиционного материала, что не приводит к значительному снижению концентрации напряжения в этой детали.

Известен способ клепки, преимущественно пакетов, содержащих детали из волокнистых композиционных материалов, заключающийся в получении в деталях пакета соосных отверстий разного диаметра, установке в отверстии одной из деталей пакета крепежного элемента с последующей его фиксацией, сборке пакета и образовании замыкающей головки путем осевого пластического деформирования выступающей из пакета части стержня крепежного элемента (2).

Известный способ позволяет образовывать высококачественные потайные силовые точки на тонколистовых пакетах при наличии двустороннего подхода к конструкции. Следует подчеркнуть, что данный способ клепки не предусматривает технологических мер, направленных на снижение концентрации напряжений по периметру отверстия в детали из волокнистого композиционного материала.

В основу настоящего изобретения положена задача образования высокопрочных силовых точек на смешанных пакетах, содержащих детали из волокнистого композиционного материала, при условии одностороннего подхода.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе клепки, преимущественно пакетов, содержащих детали из волокнистых композиционных материалов, заключающемся в получении в деталях пакета соосных отверстий разного диаметра, установке в отверстии одной из деталей пакета крепежного элемента с последующей его фиксацией, сборке пакета и образовании замыкающей головки путем осевого пластического деформирования выступающей из пакета части стержня крепежного элемента, при клепке смешанных пакетов, одна из деталей которого выполнена из металла, отверстие в последней выполняют диаметром, меньшим диаметра отверстия в детали из волокнистого композиционного материала, перед получением отверстий детали собирают в пакет, который затем разбирают, после чего на части толщины металлической детали формируют упрочненный слой путем осевого пластического сжатия материала детали по периметру отверстия с образованием при этом соосного отверстию углубления на поверхности детали, затем в отверстии детали из металла выполняют резьбу, в качестве крепежного элемента используют стержень с глухой полостью на одном конце и резьбой на другом, который резьбовым концом ввинчивают в резьбовое отверстие детали, фиксацию крепежного элемента производят осевым перемещением упрочненного слоя, а перед сборкой пакета на стержне крепежного элемента размещают втулку с фланцем, длина которой превышает суммарную высоту углубления в детали из металла и отверстия в детали из волокнистого композиционного материала, а диаметры наружной поверхности и фланца равны соответственно диаметру отверстия в детали из волокнистого композиционного материала и диаметру углубления, в котором размещают фланец втулки, при этом последнюю выполняют с пазами, расположенными на фланце и противоположном ему торце и смещенными друг относительно друга в осевом направлении, а в процессе деформирования выступающей из пакета части стержня крепежного элемента производят деформирование выступающей части втулки с обеспечением затекания волокнистого композиционного материала в ее пазы.

В данном техническом решении предусматривается возможность регулирования с учетом анизотропии свойств, напряженно-деформированного состояния по периметру отверстия в детали из волокнистого композиционного материала. Последнее позволяет уменьшить уровень концентрации напряжений.

Реализация высоких упругих и прочностных характеристик металлокомпозитов в конструкции возможна только при условии совместной деформации деталей, составляющих пакет, через крепежные элементы, другими словами, только при взаимной фиксации деталей пакета возможен ожидаемый прирост прочности и жесткости конструкции в целом.

Способ предусматривает взаимное фиксирование крепежного элемента и одной из деталей пакета через резьбовое соединение. А в процессе клепки в детали из волокнистого композиционного материала по периметру отверстия создают требуемое поле предварительных напряжений, что с учетом анизотропии свойств позволяет существенно снизить концентрацию напряжений. Последнее и обуславливает повышение прочностных характеристик силовых точек, полученных в условиях одностороннего подхода.

Изобретение поясняется графическими материалами, где на фиг.1 показано глухое ступенчатое отверстие в смешанном пакете, содержащем деталь из волокнистого композиционного материала, на фиг. 2 исходное положение штамповой оснастки перед формированием упрочненного слоя в детали из традиционного материала, на фиг. 3 стадия окончания процесса формирования упрочненного слоя, на фиг. 4 исходное положение штамповой оснастки перед образованием отверстия в упрочненном слое, на фиг. 5 ступенчатое отверстие в детали из традиционного материала после нарезания резьбы, на фиг. 6 - фиксирование крепежного элемента в детали из металла перемещением упрочненного слоя, на фиг. 7 собранный пакет с размещенной втулкой с фланцем на стержне и углубление детали из металла перед клепкой, на фиг. 8, 9, 10 втулка с фланцем (вид сверху и два сечения), на фиг. 11 заклепочное соединение, выполненное в условиях одностороннего подхода, на фиг. 12 фрагмент развертки деформированного волокнистого композиционного материала по периметру отверстия.

Способ осуществляют следующим образом.

В детали 1 пакета толщиной "h", например, из бороалюминия методом гидродинамической пробивки выполняют отверстие диаметром "d". Далее производят сборку детали 1 и детали 2, например, из сплава МА2-1, и через отверстие в детали 1 с использованием втулки, устанавливаемой в отверстие детали 1, выполняют отверстие диаметром "d1" и глубиной "h1" в детали 2. (фиг. 1). Затем пакет разбирают и в отверстие детали 2 устанавливают ступенчатый пуансон 3. Причем его рабочий торец отстоит от поверхности детали 2 на расстояние "h2". На меньшую ступень пуансона 3 устанавливают втулочный пуансон 4 с внешним диаметром "d2", превышающим диаметр "d", т.е. способ клепки, патент № 2066252d2> способ клепки, патент № 2066252d.. Деталь 2 фиксируют прижимом 5 с усилием Рприж., для чего в прижиме 5 выполнено сквозное отверстие по посадке движения по отношению к диаметру пуансона 4 (фиг. 2).

При воздействии импульсным усилием Pспособ клепки, патент № 2066252 на пуансон 4 имеет место сжатие материала детали 2. В силу замкнутости деформируемого объема вызывается течение материала детали 2 в направлении оси отверстия. При этом на заключительной стадии процесса выдавливания обрабатываемого материала формируется поверхность сдвига (показана пунктиром) (фиг. 3). Таким образом, в детали 2 формируют упрочненный слой диаметром "d2". Для образования отверстия в упрочненном слое производят замену пуансона 4 на пуансон 5, имеющий отверстие, между поверхностью которого и с боковой поверхностью большей ступени пуансона 3 имеется зазор (фиг. 4). Фиксируя пуансон 6 сжимающим усилием. Рприж. на детали 2, прикладывают усилие Pспособ клепки, патент № 2066252 к пуансону 3, что и обеспечивает процесс пробивки отверстия в упрочненном слое. После чего с помощью режущего инструмента осуществляют нарезку резьбы в детали 2 (фиг. 5).

Затем, используя крепежный элемент в виде стержня 7 с резьбой на одном конце и глухой полостью на противоположном, производят вворачивание последнего в резьбовое отверстие детали 2. Далее фиксируют крепежный элемент 7 в детали 2 посредством перемещения усилием Pспособ клепки, патент № 2066252 упрочненного слоя относительно крепежного элемента 7 (фиг. 6). Таким образом, обеспечивают жесткое фиксирование крепежного элемента 7 в резьбовом отверстии детали 2.

На последующей стадии процесса образования силовой точки на стержень 7 устанавливают втулку 8 с фланцем (фиг. 7). Причем толщина фланца несколько превышает глубину углубления в детали 2, что позволяет при сжатии втулки 8 по поверхности фланца достигать плотного контакта по его периметру с деталью 2. Диаметр стержня втулки 8 равен диаметру "d" в детали 1. Втулка 8 (фиг. 8, 9, 10) имеет вырезы на боковой поверхности стержня и во фланце. Причем оси указанных вырезов смещены относительно друг друга.

Затем осуществляют клепку пакета, для чего глухую полость крепежного элемента 7 заполняют вязкой средой и, прикладывая сжимающие усилия к выступающей над пакетом части стержня крепежного элемента 7, производят формирование замыкающей головки в условиях одностороннего подхода (фиг. 11). Следует отметить, что на втором переходе образования замыкающей головки крепежного элемента 7, в силу наличия смещенных относительно друг друга вырезов во втулке 8, имеет место деформация детали 1 пакета по периметру отверстия (фиг. 12). Последнее обеспечивает дополнительное фиксирование детали 1 втулкой 8, поскольку втулка 8, крепежный элемент 7 и деталь 2 взаимозафиксированы.

Местоположение вырезов и их количество определяется экспериментально, исходя из схемы армирования материала детали 1.

Технологическими параметрами, определяющими новый технологический процесс являются:

1. Физико-механические свойства материала детали 1;

2. Число и геометрические размеры вырезов во втулке 8;

3. Усилие, потребное на деформацию втулки 8 при образовании замыкающей головки крепежного элемента 7;

4. Усилие, потребное на формирование упрочненного слоя и пробивку в нем отверстия;

5. Усилие, необходимое для формирование крепежного элемента 7 в детали 2.

В отработке технологических режимов клепки использовались смешанные пакеты, содержащие деталь из сплава МА2-1 и усиливающие накладки из перекрестно армированного бороалюминия.

Усиливающие накладки выполнялись шириной 22 мм, длиной 850 мм и толщиной 1,1 мм. Объемная доля упрочняющих волокон составляла 50% Отверстия диаметром 6 мм в усиливающих накладках пробивались гидродинамическим способом.

В детали из сплава МА2-1 сверлились отверстия диаметром 3 мм через направляющие втулки, устанавливаемые в отверстия усиливающих накладок. В детали из металла формировали углубление диаметром 10 мм и глубиной 0,9 мм с упрочненным слоем толщиной 1,2 мм.

Нарезание резьбы М 4х1,2 в отверстии детали из традиционного материала производили метчиками (черновым и чистовым).

Крепежный элемент в виде стержня диаметром 4,0 мм выполнялся из алюминиевого сплава В65 и имел на одном конце резьбу М4х1,2 мм и глухую полость диаметром 2 мм и глубиной 6 мм на противоположном конце. Фиксирование крепежного элемента в резьбовом отверстии детали из традиционного материала производили перемещением упрочненного слоя на глубину 0,1 мм.

При сборке пакета на стержень крепежного элемента устанавливали втулку с фланцем из алюминиевого сплава АМг5П. Причем в углублении детали из сплава МА2-1 фланец фиксировали путем приложения сжимающего усилия к его кольцевой поверхности, что предопределяло появление радиальных напряжений. Втулка имела четыре выреза во фланце шириной 4 мм и четыре выреза в стержне шириной 1,2 мм, смещенные относительно друг друга на угол 45o.

Для проведения опытно-промышленной проверки нового технического решения использовалась технологическая оснастка из стали У8А, изготовленной по 7-му квалитету точности.

В качестве энергопривода использовалась магнитно-импульсная установка МИУ-10, разгонявшая ударник массой 450 г до скоростей деформирования в диапазоне от 12 до 25 м/с (для указанных выше операций).

Проведенные испытания на трехточечный изгиб балок из сплава МА2-1, усиленных накладками из бороалюминия, показали повышение прочностных и жесткостных характеристик на 19 и 24% соответственно.

Изобретение применимо при изготовлении конструкции летательных аппаратов, отвечающих повышенным характеристикам прочности и жесткости.

Класс B21J15/02 способы клепки 

глухая заклепка -  патент 2465492 (27.10.2012)
способ соединения двух узлов, таких как узлы фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2459688 (27.08.2012)
пробойная заклепка (варианты) и матрица для пробойного заклепочного соединения (варианты), способ получения пробойного заклепочного соединения (варианты) -  патент 2448285 (20.04.2012)
глухая заклепка и способ и устройство для установки такой заклепки -  патент 2435994 (10.12.2011)
заклепка под пистолет -  патент 2435079 (27.11.2011)
способ крепления конструкционных элементов (варианты) и приспособление для осуществления способа (варианты) -  патент 2399802 (20.09.2010)
устройство для производства крепежных работ и способ его применения -  патент 2398140 (27.08.2010)
способ соединения деталей и силовая точка соединения -  патент 2308345 (20.10.2007)
способ соединения деталей неразъемным заклепочным швом -  патент 2288380 (27.11.2006)
способ получения заклепочного соединения -  патент 2281829 (20.08.2006)
Наверх