способ получения дизельного топлива

Классы МПК:G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 
C10L1/08 для воспламенения от сжатия 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Товарищество с ограниченной ответственностью "Компромисс"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-06-05
публикация патента:

Изобретение относится к способам получения дизельных топлив. Суть изобретения заключается в том, что до ввода депрессорной присадки подсчитывают эффект действия депрессора по формуле

способ получения дизельного топлива, патент № 2058029 где D- эффективность действия депрессора; Tисх.заст. - температура застывания базового топлива по стандартному методу ГОСТ 20287; Тисх.пом. - температура помутнения базового топлива по стандартному методу ГОСТ 5066; a, b - коэффициенты, полученные экспериментальным путем;

способ получения дизельного топлива, патент № 2058029 модуль числа. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА с требуемыми низкотемпературными характеристиками путем смешения базового дизельного топлива с депрессорной присадкой, отличающийся тем, что перед смешением топлива с депрессорной присадкой рассчитывают эффективность действия присадки на топливо по следующей формуле

способ получения дизельного топлива, патент № 2058029

где D эффективность действия депрессорной присадки;

Tbc[заст температура застывания базового топлива по методу ГОСТ 20287;

Tbc[пом температуры помутнения базового топлива по методу ГОСТ 5066;

способ получения дизельного топлива, патент № 2058029 модуль числа;

a, b коэффициенты, полученные экспериментальным путем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способу улучшения низкотемпературных показателей качества дизельных топлив нефтяного, газоконденсатного происхождения или их смесей.

Согласно ГОСТ 305 показателями низкотемпературных свойств диз. топлив являются температура застывания (Тзаст.), определяемая по ГОСТ 20287, и температура помутнения (Тпом.), определяемая по ГОСТ 5066. По Тзаст. судят о предельно низкой температуре прокачиваемости топлива в системе питания дизеля, в магистральных трубопроводах и т.д. Тпом. свидетельствует о начале забивки тонкопористого фильтроэлемента очистки топлива кристаллами парафинов при низких температурах.

Известен способ улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив с помощью депрессорных присадок, например, сополимера алкилметакрилатов C12-C20 с винилацетатом [1,2]

Потребность народного хозяйства России в зимнем топливе удовлетворяется в настоящее время всего на 25-30% в то время как летнего топлива вырабатывается до 90% от общего объема производства дизельных топлив. Поэтому расширение ресурсов зимнего ассортимента топлив за счет вовлечения депрессорных присадок в летние сорта представляет огромное народнохозяйственное значение.

Однако введение депрессоров в летние топлива, вырабатываемые на НПЗ, как правило, с предельными по ГОСТ 305 низкотемпературными показателями, малоэффективно, в результате чего этот наиболее технически выгодный способ оптимизации низкотемпературных свойств дизельных топлив не нашел в России необходимого применения.

Целью изобретения является расширение ресурсов обеспечения народного хозяйства страны зимним ассортиментом дизельных топлив при минимальной их себестоимости за счет применения депрессорных присадок с максимальным их эффектом действия по снижению (депрессии) исходных значений температур застывания и помутнения.

Это достигается путем увеличения разности между температурами застывания и помутнения базового топлива.

Процесс получения дизельных топлив с желаемым уровнем показателей низкотемпературных свойств достаточно прост:

а) по ГОСТ 20287 и 5066 определяются температуры застывания и помутнения;

б) подсчитывают модульТзаст.исх.пом.исх.| и если этот модуль равен 5 и меньше, то введение депрессорной присадки никак не скажется на качестве топлива;

если модуль больше 5 и меньше 8, то введение депрессорной присадки понизит температуру застывания Тзаст. и эффективность действия депрессора подсчитывается по формуле

Д aспособ получения дизельного топлива, патент № 2058029|Tзаст.исх. Тпом.исх.| b (1) где Д эффективность действия депрессора;

Тзас.исх. температура застывания базового топлива по стандартному методу ГОСТ 20287, Тпом.исх. температура помутнения базового топлива по стандартному методу ГОСТ 5066,

a, b коэффициенты, полученные экспериментальным путем, которые характерны для Тзаст. (табл.1).

Если модуль больше 8, то депрессатор будет воздействовать и на температуру застывания и на температуру помутнения, понижая их. Эффективность действия депрессатора подсчитывается по формуле (1), а коэф. а и b определяются по температуре помутнения Тпом. (табл.1).

В табл. 1 приведены значения коэффициентов a, b, полученные экспериментальным путем, причем а характеризует темп изменения показателей низкотемпературных свойств топлива, а b отражает предельную температуру показателей топлива, при которой появляется эффект депрессии.

В табл.2 приведены результаты определения низкотемпературных характеристик дизельных топлив с 0,1% депрессорной присадки (ПДП) ТУ 38.401-58-20-91 (сополимер высших алкилметакрилатов С1220 с винилацетатом), полученные стандартным методом и расчетным путем по предлагаемой формуле, которые свидетельствуют о вполне удовлетворительной корреляции полученных данных (коэф. корреляции 0,91).

Применение депрессоров с использованием настоящего изобретения позволит решить проблему дефицита зимнего ассортимента дизельных топлив в нашей стране.

Пример расчета.

Топливо "Л" Ангарского нефтеперерабатывающего завода (табл.2).

1. Вычислить модуль числаТзаст.исх. Тпом.исх.| 17 + 6| 11

2. Так как это число больше 5 и 8, то введение депрессора в топливо понизит температуру застывания и помутнения, причем эффект от присадки подсчитывается для Тзаст. по формуле

Д аспособ получения дизельного топлива, патент № 2058029Тзаст.исх. Тпом.исх.| b 2способ получения дизельного топлива, патент № 2058029 11 10 12 (коэф. a, b из табл.1) для Тпом. по формуле

Д аспособ получения дизельного топлива, патент № 2058029заст.исх. Тпом.исх.| b 0,9способ получения дизельного топлива, патент № 205802911 7 2,9

3. После введения присадки Тзаст. 17- 12 29, Тпом. 6 2,9 8,9

Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 

способ оценки цетанового индекса жидких углеводородных топлив -  патент 2526174 (20.08.2014)
устройство для определения качества нефтепродуктов -  патент 2522207 (10.07.2014)
реагентная индикаторная трубка на основе хромогенных дисперсных кремнеземов -  патент 2521368 (27.06.2014)
способ определения содержания воды в нефтепродуктах -  патент 2521360 (27.06.2014)
способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах -  патент 2519680 (20.06.2014)
способ оценки разрушительных свойств наливных взрывчатых веществ -  патент 2519658 (20.06.2014)
способ прогнозирования склонности ископаемых углей к самовозгоранию и устройство для его осуществления -  патент 2509212 (10.03.2014)
способ определения содержания воды в углеводородном топливе и устройство для его осуществления -  патент 2502069 (20.12.2013)
способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах -  патент 2497111 (27.10.2013)
способ маркировки взрывчатого вещества -  патент 2495860 (20.10.2013)

Класс C10L1/08 для воспламенения от сжатия 

Наверх