гужевое средство

Классы МПК:B62C1/00 Типы гужевых транспортных средств
Патентообладатель(и):Толкачев Петр Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-01-28
публикация патента:

Использование: на транспортных и сельскохозяйственных работах, в спортивных соревнованиях и туризме. Сущность изобретения: гужевое средство содержит живосильный привод, колесный или санный экипаж, по меньшей мере с одним колесом или лыжей, а привод размещен за водителем. По меньшей мере одно колесо или лыжа экипажа могут быть размещены перед или за приводом с возможностью управления гужевым средством. Экипаж может быть снабжен сельскохозяйственным средством малой механизации. 2 з. п. ф-лы, 26 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26

Формула изобретения

1. ГУЖЕВОЕ СРЕДСТВО, содержащее живосильный привод, колесный или санный экипаж и водителя, отличающееся тем, что экипаж выполнен по меньшей мере с одним колесом или лыжей, а привод размещен за водителем.

2. Гужевое средство по п.1, отличающееся тем, что по меньшей мере одно колесо или лыжа экипажа размещено перед или за приводом с возможностью управления гужевым средством.

3. Гужевое средство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что экипаж снабжен сельскохозяйственным средством малой механизации.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам передвижения на живосильной тяге и может быть использовано как на транспортных и сельскохозяйственных работах, так и в спортивных соревнованиях и туризме.

Известно гужевое средство, используемое в транспортных и сельскохозяйственных работах, которое включает живосиль- ный привод, водителя и кузов (в случае транспортных перевозок) или навесные сельскохозяйственные орудия. Недостаточная управляемость этого транспортного средства и его ограниченная маневренность из-за ухудшенного обзора существенно сдерживают широкое применение гужевых средств передвижения в указанных видах работ.

Известно гужевое средство, включающее живосильный привод, колесный экипаж и водителя, в котором привод размещен перед водителем, а экипаж содержит как минимум одну колесную пару [1] Данное устройство, выбранное в качестве прототипа, относится к беговым экипажам (американка, качалка) и имеет ряд недостатков как для водителя, так и для лошади. Использование двухколесной качалки в тренинге лошадей приводит к частому перевора- чиванию качалки на поворотах скакового круга из-за высокого расположения центра тяжести, на поворотах задние ноги лошади попадают в спицы качалки, что травмирует лощадь, ломает качалку, создает аварийные ситуации во время заезда. Кроме того, наездник за лошадью сидит в неудобной позе, которая не способствует удержанию центра тяжести, а задние ноги лощади выбрасывают в сторону наездника комья грязи, могут отлетать и подковы. При этом беговая дорожка скрыта от просмотра наездником дистанции забега, что также усложняет безопасность движения. Наконец, управление лощадью при помощи вожжей не позволяет раскрыть полностью ее резвостные качества, а маневренность двуколки снижена за счет ее габаритов по ширине, что нередко приводит к сцепке с качалкой соперника. Все это относится и к гужевому средству, содержащему экипаж на санном ходу.

Отличие предлагаемого изобретения состоит в том, что в известном гужевом средстве, включающем живосильный привод, колесный или санный экипаж и водителя, экипаж содержит как минимум одно колесо или лыжу, а привод размещен за водителем.

Кроме того, как минимум одно колесо или лыжа, размещенные перед и/или за приводом, выполнены с возможностью управления гужевым средством.

Кроме того, экипаж содержит сельскохозяйственное или иное моторизованное устройство.

Сущность изобретения состоит в том, что использование одного колеса или лыжи, размещенных перед приводом, создает новое свойство. Например, при выполнении гужевого средства, в котором перед приводом размещено одно колесо или лыжа, а сиденье водителя находится над этим колесом или лыжей, появляется новый нетрадиционный вид экипажа для ипподромных испытаний рысаков. Действительно, в этом случае водитель имеет прекрасный обзор беговой дорожки, а управление единственным колесом или лыжей не требует излишних усилий. При этом немаловажно и то, что водитель, находясь непосредственно перед лошадью, по ее ритмике дыхания владеет ситуацией о возможностях рысака. Кроме того, лошадь не испытывает никаких ограничений и, чувствуя перед собой водителя, более уверенно выполняет его команды, причем выполнение команд происходит значительно быстрее, поскольку отсутствуют вожжи традиционная передача команд. Наконец, и для зрителей, и для водителей повышается зрелищность соревнований, поскольку вносится определенная доля риска в сам процесс состязаний.

Дальнейшее описание средств с различными вариантами колесных экипажей в равной мере относится и к гужевым средствам, содержащим санный экипаж, т.е. вместо колеса может быть установлена лыжа, а вместо колесной оси две лыжи с тем же дорожным просветом.

В случае, если средство содержит два колеса, то, как вариант, одно управляемое колесо размещается перед приводом, а второе за приводом. Такое средство может быть использовано как для споpтивных состязаний, так и для туристских, прогулочных и пр. При этом привод может включать одну или несколько лошадей. Такое выполнение расширяет функциональные возможности гужевых средств, позволяет получить как новые виды спортивных экипажей, так и различные варианты транспортных средств, в том числе и привод для различных вспомогательных работ. В этом случае управляемыми могут быть и переднее колесо, и заднее, а большая маневренность будет достигаться при одновременной управляемости всех колес экипажа.

Очевидно, что если вместо одного колеса перед приводом или за ним будет установлена колесная ось с двумя колесами, то возможности таких видов гужевых средств будут еще более широкими. Например, экипаж, содержащий живосильный привод, водителя и колесный экипаж на одной колесной оси, размещенной перед приводом, может дополнить предлагаемый спортивный тип экипажа. В этом случае достигается высокая маневренность управления и безопасность непосредственно для лошади и, кроме того, повышается устойчивость водителя на управляемой двухколесной оси. Кроме того, возможны выполнения ряда вариантов различных гужевых средств путем размещения одного колеса или колесной пары до привода или за ним, во всех этих вариантах водитель будет располагаться перед приводом, включающим одну или больше лошадей.

Кроме того, экипаж содержит сельскохозяйственное или иное моторизованное устройство. Такое выполнение гужевого средства позволяет получить новый нетрадиционный класс сельскохозяйственной или строительной техники, обладающей высокой мобильностью вне зависимости от качества или наличия дорог (даже в условиях бездорожья), что существенно расширяет возможности гужевых средств на различного вида работах. Так, например, механизированная косилка или сеялка может быть размещена перед водителем или за приводом, подобным же образом можно использовать разработанный для этого вида техники шлейф различных навесных орудий с индивидуальным моторизированным приводом. При этом моторизованное устройство может выполнять ряд необходимых для фермера работ в виде бетономешалки, минимельницы, переработки отходов, бурильные, канавокопатели, насосы, мусоро- и снегоуборочные, что может найти широкий спрос в стране и за рубежом.

Отдельные гужевые средства, предназначенные для передвижения в условиях города и сельской местности, могут быть оборудованы кабиной, размещенной на передней оси, лобовым стеклом, дверцами, зеркалом заднего вида и сигнальными устройствами, что позволит в большей степени согласовать движение гужевого транспорта в автомобильном потоке. Все это создает возможность максимально приспособить транспорт с живосильным приводом к существующим правилам дорожного движения, а также создать комфоpт водителю и животному.

Таким образом, появляется возможность на основе заявляемого гужевого средства предложить целый ряд экипажей различного назначения (спортивный, транспортный, туристский и т.д.), что позволит в условиях экологической загрязненности и энергетического дефицита эффективно использовать более дешевое транспортное средство.

На фиг. 1 показано средство, включающее одно управляемое колесо, размещенное перед приводом; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 средство с одной колесной парой перед приводом; на фиг. 4 то же, вид сверху; на фиг. 5 средство содержит одно управляемое колесо перед приводом и одно колесо за приводом; на фиг. 6 то же, вид сверху; на фиг. 7 средство содержит два колеса в виде самоката, размещенных перед приводом; на фиг. 8 то же, вид сверху; на фиг. 9 средство содержит одно колесо перед приводом и колесную ось за приводом; на фиг. 10 то же, вид сверху; на фиг. 11 средство содержит колесную ось перед приводом и одно колесо за приводом; на фиг. 12 то же. вид сверху; на фиг. 13 перед приводом размещен трехколесный самокат; на фиг. 14 то же, вид сверху; на фиг. 15 средство в виде трехколесного трактора; на фиг. 16 то же, вид сверху; на фиг. 17 средство в виде четырехколесного самоката; на фиг. 18 то же, вид сверху; на фиг. 19 четырехколесный гужевой трактор с управляемыми задними колесами; на фиг. 20 то же, вид сверху; на фиг. 21 четырехколесный гужевой тягач; на фиг. 22 то же, вид сверху; на фиг. 23 четырехколесный транспорт со всеми управляемыми колесами; на фиг. 24 то же, вид сверху; на фиг. 25 четырехколесный самокат; на фиг. 26 то же, вид сверху.

Гужевое средство содержит привод 1, перед которым размещено колесо 2, на оси 3 которого установлено сиденье 4 для водителя. Сиденье 4 соединено оглоблями 5 с приводом 1 через специальные подпруги 7, закрепляемые на груди животного. Сиденье 4 водителя оборудовано подножкой 6 и рулевым устройством 8 на рулевой раме, соединенной с осью 3 колеса 2. Вместо одного колеса 2 на оси 3 перед приводом 1 может быть размещена колесная ось 10 с двумя колесами 2 (фиг. 3). При использовании двух и более животных гужевое средство оборудуется дышлом 9, соединенным со спинкой 11 сиденья 4 (фиг. 5). Экипаж гужевого средства может быть снабжен навесным орудием, размещаемым за приводом 1 (фиг. 9) или перед ним.

Средство работает следующим образом. Привод 1 передает усилие на ось 2 колеса 3 через сиденье 4 и связанные с ним оглобли 5, второй конец которых закреплен с помощью подпруг 7 на груди животного (фиг. 2). При использовании вместо колеса 2 лыжи средство будет представлять собой живосильный монолыжный снегокат, а котором в качестве привода 1 могут быть использованы лошади, олени, собаки, лоси.

Живосильная двухколесная качалка представляет собой размещенную перед приводом 1 колесную ось 10, два колеса 2 которой выполнены подвижными в вертикальной плоскости и управляемые рулевым устройством 8 (фиг. 3, 4). Такая конструкция обеспечивает легкое передвижение по шоссейной и проселочной (полевой) дорогам и позволяет применять эти средства в спортивных и цирковых выступлениях. В лыжном исполнении средство представляет собой двулыжный самокат-снегокат, имеющий перед приводом 1 две управляемые лыжи на одной оси с рулевым устройством 8 и сиденьем 4 для водителя и пассажира, а для передачи живой силы сзади сиденья 4 размещены оглобли 5.

Гужевое средство может быть выполнено в виде живосильного двухколесного тандема (фиг. 5, 6), в котором два колеса 2 расположены на одной осевой линии, при этом переднее колесо управляемое, а заднее ведомое. Колеса связаны дышлом 9, по обе стороны которого размещаются животные. В лыжном исполнении средство преобразуется в двухлыжный однолыжепереднеуправляемый снегокат. Габариты гужевого средства в обоих случаях будут меняться в зависимости от вида животных. Средство может найти применение в походах по пересеченной местности, туризме, спорте, тренинге и т.д.

В живосильном двухколесном самокате два колеса 2 расположены по одной осевой линии перед приводом 1, причем переднее колесо управляемое, а заднее ведомое. Расстояние между колесами может варьироваться в зависимости от целей передвижения. Как колесный, так и лыжный варианты могут применяться в туризме, развлечении, перевозке малогабаритных грузов, в спорте, тренинге лошадей (фиг. 7, 8).

На фиг. 9, 10 представлен живосильный трехколесный трактор с передним управляемым колесом 2 на оси 3 и двумя задними ведомыми колесами на оси 10, на которые можно навешивать различные сельскохозяйственные орудия плуг, борону, культиватор, сеялку и пр. По обе стороны дышла 9 симметрично размещаются две лошади, а водитель находится перед приводом над передним колесом 2 открыто или в кабине. Зимний вариант средства будет в виде трехлыжного однолыжепереднеуправляемого снегоката.

Трехколесный трактор с задним управляемым колесом 2 (фиг. 11, 12) и двумя передними ведомыми колесами предназначен для косьбы моторизованной косилкой. Водитель расположен впереди привода, но за мотором и режущим механизмом, и управляет задним колесом. Подобная конструкция позволяет установить пресс-подбор- щик, а для зимнего варианта снегоочиститель.

Перед приводом размещена конструкция, состоящая из одного управляемого колеса 2 на передней оси 3 и двух ведомых колес на задней оси 10. На ходовой части устанавливаются сиденья для пассажиров или кузов для перевозки грузов (фиг. 13, 14), что с успехом можно использовать в различное время года как на колесном, так и на санном ходу.

В трехколесном тракторе передняя ось 10 впереди привода 1 с управляемыми колесами соединена дышлом 9 с задним колесом 2. Если оно является ведомым, то конструкция позволяет цеплять борону, ворошилку, прицеп, кормораздатчик и пр. если же заднее колесо выполнить управляемым синхронно с передними, то имеет место расширение функциональности: можно перемещать борону, ворошилку, прицеп в местах, требующих большей маневренности и точности введения сельхозработ (фиг. 15, 16).

Четырехколесный самокат размещен перед приводом 1, на передней оси 10 два управляемых колеса 2, на задней ведомые (фиг. 17, 18). Предназначена для перевозки пассажиров или грузов как на колесах, так и на лыжах.

Четырехколесный трактор с управляемыми задними колесами позволяет разместить перед передними колесами режущий механизм моторизованной косилки или иные приспособления (фиг. 19, 20). Отличается большей устойчивостью и маневренностью.

Четырехколесный тягач (фиг. 21, 22) имеет переднюю ось 10 перед приводом, соединенную дышлом 9 и оглоблями 5 с задней осью 10. Такая конструкция позволяет транспортировать прицепы различного назначения, в том числе и пассажирские вагончики.

Аналогичный четырехколесный транспорт имеет все управляемые колеса, а общая рама образована двумя колесными осями 10 и боковыми оглоблями 5 совместно с размещаемым посередине дышлом 9. Жесткая конструкция экипажа пригодна для перемещения прицепов, вагончиков, моторизованных комбайнов для сельхозработ, бетономешалок, кормораздатчиков, перевозки твердых и жидких грузов, в том числе грузовых контейнеров. Очевидно при этом, что число животных может быть увеличено и размещено в один или несколько рядов (фиг. 23, 24).

Наконец, в живосильном четырехколесном самокате перед приводом размещается рама на трех колесах, первое из которых является управляемым, и, кроме того, рама соединена дышлом 9 с задним ведомым колесом (фиг. 25, 26).

Как видно, на основе заявленного технического решения можно конструировать экипажи различного назначения, исходя из размещения одиночных колес 2, колесных осей 10, вариантов их управления, числа и расположения животных. Основными достоинствами таких гужевых средств является возможность расширения пассажиро- и грузоперевозок в местах со слаборазвитыми дорогами или сезонным ухудшением их качества, по которым не может пройти никакая техника. Гужевой транспорт в отдельных районах способен быстро возродить жизнедеятельность мелких и средних предприятий. Кроме того, в условиях энергетического кризиса гужевой транспорт совместно с моторизованными сельскохозяйственными и иными устройствами будет способствовать эффективному использованию малой механизации. Наконец, использование в качестве привода различных животных и применение гужевых средств в любое время года позволяют в короткие сроки получить значительный народнохозяйственный эффект.

Пример конкретного выполнения. Гужевое средство содержало привод 1 в виде одной лошади, на груди которой через подпруги 7 закреплялись концы двух оглобель 5, вторые их концы крепились на спинке сидень 4. Сиденье 4 с подножкой 6 опиралось через шарнир (на чертеже не показано) на рулевую раму, связанную с осью 3 колеса 2, поворот которого осуществлялся рулевым устройством 8, являющимся частью рулевой рамы. Такая конструкция обеспечивала достаточную устойчивость как при перемещении, так и при стоянке; Лошадь хорошо реагировала на все виды команд, управление поворотом осуществлялось незначительными усилиями.

Таким образом, заявляемое нетрадиционное гужевое средство может найти широкое применение во многих сферах жизнедеятельности. Так, споpтивные варианты экипажей позволят внести оправданную новизну в состязания в безопасности для лошади и наездника, что достигается высокой степенью управляемости техническими средствами совместно с современной системой посыла и торможения. Предложенные различные модификации пассажирских и грузовых живосильных средств потребуют соответствующих инженерных решений по совершенствованию конструкций экипажей в целях безопасности управления, маневренности, максимального совмещения в транспортном потоке, а также насыщения моторизованными устройствами как на колесном, так и на санном ходу.

Класс B62C1/00 Типы гужевых транспортных средств

блочно-модульное конное транспортное средство -  патент 2238870 (27.10.2004)
конная повозка -  патент 2191128 (20.10.2002)
гужевое транспортное средство -  патент 2072934 (10.02.1997)
беговая качалка -  патент 2062727 (27.06.1996)
Наверх