Детали подшипников, особые способы изготовления подшипников или их деталей (металлообработка или т.п. процессы см. в соответствующих классах): ....структура материала, применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств – F16C 33/12

МПКРаздел FF16F16CF16C 33/00F16C 33/12
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F16 Узлы и детали машин; общие способы и устройства, обеспечивающие нормальную эксплуатацию машин и установок; теплоизоляция вообще
F16C Валы; гибкие валы; детали кривошипных механизмов; вращающиеся детали, не являющиеся частями приводных механизмов; подшипники
F16C 33/00 Детали подшипников; особые способы изготовления подшипников или их деталей (металлообработка или т.п. процессы см. в соответствующих классах)
F16C 33/12 ....структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств

Патенты в данной категории

МАТЕРИАЛ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к применению CuFe2P в подшипнике скольжения или в качестве материала подшипника скольжения, причем CuFe2P представляет собой медный сплав, содержащий 2,1-2,6 мас.% Fe, 0,05-0,2 мас.% Zn, 0,015-0,15 мас.% Р, до 0,03 мас.% Pb и до 0,2 мас.% других добавок. Изобретение дополнительно относится к композиционному материалу (1) подшипника скольжения, который содержит опорный слой (2) и подшипниковый металлический слой (3) на основе CuFe2P с образовавшимися на нем частицами Fe 2P (4). Технический результат: создание материала подшипника скольжения, который обладает преимуществами материалов на основе меди, в котором можно отказаться от использования свинца и который имеет хорошую обрабатываемость и исключает заедание подшипника, кроме того, материал подшипника скольжения легко производился и наносился на обычные опорные слои, при этом применение CuFe2P приводит к подшипникам скольжения с высокой теплопроводностью и хорошими механическими свойствами. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл., 2 пр.

2524812
патент выдан:
опубликован: 10.08.2014
ЭЛЕМЕНТ СКОЛЬЖЕНИЯ С ОТКРЫТОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ

Группа изобретений относится к деталям скольжения двигателя внутреннего сгорания. Деталь содержит основу и нанесенное на нее термическим напылением покрытие с открытой контактной поверхностью, включающее, по меньшей мере, две фазы материала покрытия с различной прочностью, причем одна из, по меньшей мере, двух фаз материала покрытия, имеющая наименьшую прочность, углублена относительно другой или других фаз покрытия. Способ изготовления детали включает подготовку основы, нанесение на основу посредством термического напыления покрытия с открытой контактной поверхностью с обеспечением углубления одной из, по меньшей мере, двух фаз материала покрытия относительно другой или других фаз материала покрытия, при этом обеспечивают углубление фазы материала покрытия с наименьшей прочностью. Обеспечиваются оптимальные трибологические свойства контактных поверхностей. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 пр.

2520908
патент выдан:
опубликован: 27.06.2014
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка выполнена из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном. Материал дополнительно содержит хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных, многослойных с количеством слоев от 2 до 70 или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей, внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм. В качестве основы материал дополнительно содержит смесь полиамида с 20-40 мас.% полиэтиленкапроамида. В качестве полиамида основы материала используют полиамид 6, или Капролон В, или Эрталон, содержание стекловолокна в его смеси с углеродным волокном волокнистого наполнителя композиционного полимерного антифрикционного материала выбрано от 3,48 до 10,5 мас.%, при следующем количественном содержании компонентов, мас.%: углеродное волокно или смесь углеродного волокна со стекловолокном 9,7-42,4; углеродные нанотрубки 0,05-0,55; полиамид - остальное до 100%. Технический результат: повышение срока службы втулки за счет значительного снижения интенсивности линейного изнашивания рабочего слоя скольжения при трении по полированной стальной паре из стали 40Х, повышение стабильности коэффициента трения при трении по материалу контр-тела стали 40Х, повышение разрушающего напряжения при растяжении, сохранение ударной вязкости по Шарпи на образцах без надреза при одновременном сохранении заданного предела прочности при сжатии, а также низкого коэффициента трения при повышении его стабильности. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

2499921
патент выдан:
опубликован: 27.11.2013
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО АНТИФРИКЦИОННОГО САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ СПЛАВА

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению износостойкого антифрикционного самосмазывающегося сплава с большим содержанием олова. Распыленные порошки состава Al-40Sn прессуют в брикет и спекают в инертной атмосфере при температуре 590-615°C в течение 90-30 минут. Спеченный брикет подвергают равноканальному угловому прессованию при сохранении неизменного положения плоскости деформации. Сплав обладает высокими механическими и триботехническими свойствами при трении по стали в отсутствие жидкой смазки. 7 ил.

2492964
патент выдан:
опубликован: 20.09.2013
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка выполнена из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида, содержащего в качестве волокнистого наполнителя смесь углеродного волокна и стекловолокна, а также порошковый наполнитель. В качестве основы материала содержит поликапроамид или смесь поликапроамида с 20-40 мас.% полиэтиленкапроамида. В качестве углеродного волокна в смеси материал содержит углеродное волокно, полученное из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна, при этом содержание стекловолокна в смеси выбрано от 3,48 до 10,5 мас.%. В качестве порошкового наполнителя материал содержит коллоидно-графитовый препарат с размерами частиц от 400 до 4000 нм или оксид кремния в форме маршалита или коллоидного кремнезема с размерами частиц от 400 до 8000 нм. Материал втулки содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: смесь углеродного волокна и стекловолокна 28,5-43,0; порошковый наполнитель 1,4-3,2; минеральное масло 1,0-2,0; полимерная матрица - остальное до 100%. Технический результат: повышение срока службы втулки за счет значительного снижения интенсивности линейного изнашивания рабочего слоя скольжения при трении по полированной стальной паре из стали 40Х, повышение стабильности коэффициента трения при трении по материалу контртела стали 40Х, повышение ударной вязкости по Шарпи на образцах без надреза при одновременном сохранении низкого коэффициента трения и заданного предела прочности при сжатии. 5 з.п. ф-лы, 2 табл.

2482342
патент выдан:
опубликован: 20.05.2013
АНТИФРИКЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в подшипниках скольжения и других сопряженных деталей, работающих в условиях воздействия высоких температур и нагрузок, в частности к покрытиям для лепестковых газодинамических подшипников. Антифрикционное покрытие содержит дисульфид молибдена и связующее. В качестве связующего использовано кремнийорганическое связующее. В состав покрытия дополнительно введены алмазные наночастицы. Технический результат: повышение рабочих температур антифрикционного покрытия и повышение его износостойкости. 4 з.п. ф-лы, 1 пр.

2481502
патент выдан:
опубликован: 10.05.2013
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к созданию поверхностного слоя с особыми свойствами на металлических изделиях типа тел вращения с помощью обкатки, выглаживания, дорнования или виброобработки, и может быть использовано для изготовления и ремонта вкладышей подшипников скольжения паровых турбин. Способ изготовления антифрикционного слоя вкладыша подшипника скольжения заключается в том, что после заливки вкладыша производят расточку с припуском и его пластическое деформирование. Пластическое деформирование осуществляют в интервале температур рекристаллизации матричной фазы сплава, но не выше температуры плавления дисперсных фаз при средней скорости деформаций 10-2 10 c-1. Деформирование осуществляют за несколько переходов с изменением направления по переходам на противоположное. Деформирование осуществляют инструментом, материал, термическая обработка и шероховатость которого соответствуют материалу шейки вала, сопряженного с подшипником. Технический результат: повышение износостойкости изделия за счет создания мелкозернистой структуры поверхностного слоя, обеспечения положительного градиента механических свойств по глубине, а также уменьшение шероховатости поверхности за счет сглаживания микронеровностей обкатывающим роликом и снижение периода приработки материала. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.

2480637
патент выдан:
опубликован: 27.04.2013
СОСТАВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕГО УСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к применению состава для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства автомобиля. Состав содержит частично кристаллический, частично ароматический полиамид и модифицирован добавкой минимум одного эластомера с массовой долей от 1% до 10% от состава. Состав используется для изготовления регулирующего устройства для изменения положения регулируемой детали автомобиля, у которого минимум одно зубчатое колесо приводного механизма, один направляющий элемент и/или один скользящий элемент. Изобретение позволяет применять состав для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства и регулирующее устройство без значительных затрат с достаточными для работы механическими свойствами. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 7 ил., 2 табл., 2 пр.

2476466
патент выдан:
опубликован: 27.02.2013
ЭЛЕМЕНТ СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ

Изобретение относится к элементу скольжения и способу его получения. Элемент скольжения с задающей форму подложкой и нанесенным на нее гальванически антифрикционным слоем, который образован из сплава с компонентами олово, сурьма и медь, содержание которых составляет в вес.%: сурьма 5-20%, медь 0,5-20%, остальное олово, причем содержание свинца <0,7%, и полное содержание прочих компонентов составляет <0,5%, причем в слое для подшипника скольжения кристаллы олова имеют преимущественно глобулярную форму. Способ получения элемента скольжения заключается в том, что проводят электролитическое осаждение антифрикционного слоя сплава с компонентами олова, сурьмы и меди, причем электролит в качестве смачивателя предпочтительно содержит С13 С15-оксоспирт, С16С18-жирный спирт или C18-оксоспирт со степенью этоксилирования от 10 до 30. Состав и скорость осаждения регулируют добавлением вспомогательных веществ с крупными молекулами, в результате чего повышается антифрикционный слой и возникают кристаллы олова, имеющие глобулярную форму. Технический результат - создание слоя для подшипника скольжения с улучшенными рабочими свойствами. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 пр.

2456486
патент выдан:
опубликован: 20.07.2012
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЛЮМИНИЕВО-СВИНЦОВЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к литейному производству и может быть применено для получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения. Способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения заключается в том, что предварительно получают заготовки из пористого алюминия с открытой пористостью по известным технологиям литьем в многоразовых формах. Затем поры заполняют расплавленным свинцом при нахождении заготовки в той же форме. В результате получается изделие с равномерным содержанием свинца по сечению изделия и с размером свинцовых включений, равным размеру пор в пористом алюминии. Технический результат: повышение качества алюминиево-свинцовых подшипников скольжения и снижение трудоемкости их получения. 1 пр.

2453742
патент выдан:
опубликован: 20.06.2012
ТОНКОСЛОЙНОЕ КЕРАМИЧЕСКОЕ ПОКРЫТИЕ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ, ПОВЕРХНОСТЬ ТРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТОНКОСЛОЙНОГО КЕРАМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ

Изобретение относится к получению на поверхности металлов износостойких покрытий методом микродугового оксидирования и может быть использовано в машиностроении, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Тонкослойное керамическое покрытие с поверхностью трения, образованной с возможностью впитывания смазки нитевидными кристаллами альфа-Аl2О3, характеризующимися способностью к расслаиванию с образованием продольных трещин с поперечным размером ~ 1 нм и более вследствие продольных дефектов в кристаллической решетке. Способ получения покрытия с поверхностью трения заключается в микродуговом оксидировании детали в анодно-катодном режиме при соотношении величин Ic/Ia=1,0-1,15 в течение 90-240 мин последовательно в двух электролитах, причем микродуговое оксидирование во втором электролите проводят с периодическими пульсациями анодного и катодного тока на 30-50% от постоянного режима тока для образования продольных дефектов кристаллической решетки нитевидных кристаллов альфа-Аl2О3 . Технический результат: повышение несущей способности тонкослойного керамического покрытия и поверхности трения на его основе за счет повышения демпфирования механического воздействия на ее поверхность в парах трения образованных на ее основе. 2 н.п. ф-лы.

2453640
патент выдан:
опубликован: 20.06.2012
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИСТОВЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению листовых антифрикционных материалов на металлической подложке. Может использоваться для изготовления опор скольжения, работающих как со смазкой, так и в сухую при высоких скоростях скольжения, высоких нагрузках и температурах. На подложке из железоникелевого сплава формируют пористый металлокерамический слой путем припекания к подложке смеси высокодисперсных порошков меди и олова, плотно прижатой к подложке сеткой из нержавеющей стали, при температуре 810-820°С. После припекания пористого слоя сетку удаляют с получением припеченного пористого слоя сетчатой структуры. Порошки содержатся в смеси в соотношении, мас.%: медь 84-86, олово 14-16. Полученный материал имеет высокую износостойкость и стабильный коэффициент трения (0,1 0,12) по мере износа рабочего слоя. 2 ил.

2438829
патент выдан:
опубликован: 10.01.2012
СОСТАВ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ МЕДИ

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к антифрикционным материалам для высоконагруженных узлов трения. Может использоваться, например, для изготовления антифрикционных втулок. Антфрикционный порошковый материал на основе меди получен из шихты, содержащей, мас.%: порошок олова 0,5-10; порошок свинца 0,5-1,0; графит 0,3-0,5; порошок меди - остальное. Шихту прессуют и спекают путем последовательного увеличения температуры от 20 до 600°С с выдержкой 1,5 часа, увеличения температуры до 660±5°С с выдержкой 1,5 часа и охлаждения на воздухе путем обдува в потоке диссоциированного аммиака. Затем проводят калибровку при удельном давлении, равном давлению прессования, и повторное спекание путем последовательного увеличения температуры от 20 до 860±5°С с выдержкой 1,5 часа и охлаждение на воздухе. Полученный материал обладает высокими антифрикционными свойствами и высокой износостойкостью.

2396144
патент выдан:
опубликован: 10.08.2010
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ДЕТАЛЯМИ, ПЕРЕМЕЩАЮЩИМИСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА

Изобретение относится к подшипнику скольжения для лопатки (100) спрямляющего аппарата с регулируемым углом установки с пятой вала (114), вращающимся в просверленном отверстии корпуса (103) газотурбинного двигателя. Подшипник скольжения включает в себя первый элемент подшипника, изготовленный из аустенитной стали, и второй элемент подшипника, изготовленный из мартенситной стали, обладающей повышенной твердостью. Причем первый элемент представляет собой прокладку, поверхность которой в результате ее обработки с использованием метода холодной деформации упрочнения имеет повышенную твердость. Причем первый элемент может быть образован цилиндрическими ободами (107, 108), соединяющими пяту вала (114) с платформой (113), а второй - втулками (104, 105), размещенными в просверленном отверстии корпуса (103). Технический результат: уменьшение износа, возникающего между двумя деталями, и существенное продление срока их эксплуатации. 8 з.п. ф-лы, 6 ил., 1 табл.

2395017
патент выдан:
опубликован: 20.07.2010
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления износостойких устройств и элементов машиностроительного назначения, в частности подшипников скольжения, работающих в условиях граничного и сухого трения. Антифрикционный материал выполнен на основе железа, графита, фтористого кальция, фосфора, сернистого марганца, цинка и меди при следующем соотношении компонентов, мас.%: графит 0,5-3, фтористый кальций 0,1-1, фосфор 0,05-1, сернистый марганец 0,1-1, цинк 0,05-1, медь 10-30, железо - остальное. Технический результат направлен на получение высокотемпературных дисперсно-уплотненных порошковых материалов на основе железа с повышенной твердостью и коррозийной стойкостью.

2392509
патент выдан:
опубликован: 20.06.2010
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ МЕДИ

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к антифрикционным материалам на основе меди для высоконагруженных узлов трения. Может использоваться при изготовлении антифрикционных втулок. Готовят шихту, содержащую, мас.%: порошок олова 9,5-10; порошок свинцовый 0,5-1,0; графит 0,3-0,5; порошок медный электролитический - остальное. Шихту прессуют и спекают путем последовательного увеличения температуры до 600±5°С с выдержкой 1,5 часа, дальнейшим повышением температуры до 660±5°С с выдержкой 1,5 часа и охлаждением на воздухе, путем обдува в потоке диссоциированного аммиака. После спекания осуществляют калибровку при удельном давлении, равном давлению прессования, с последующим повторным спеканием путем последовательного увеличения температуры до 860±5°С с выдержкой 1,5 часа и последующим охлаждением на воздухе. Способ позволяет повысить антифрикционные свойства, увеличить износостойкость. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

2378404
патент выдан:
опубликован: 10.01.2010
ПАРА НАПРАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ВЫПОЛНЕН ИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ СТАЛИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ УЛУЧШИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОТИВ ЗАЕДАНИЯ

Изобретение касается механических деталей, которые относятся к категории направляющих элементов, в частности входящих в состав систем или шарнирных соединений вал/опора. По меньшей мере, один из пары направляющих элементов выполнен из стали, которая содержит, по меньшей мере, углерод в количестве от 0,15 до 0,3 мас.%, хром в количестве от 2 до 5 мас.% (предпочтительно от 2% до 3%), молибден в количестве, по меньшей мере, равном 0,45 мас.% (предпочтительно не более 0,9 мас.%), и ванадий в количестве более 0,01 мас.% и не более 0,5 мас.% (предпочтительно не более 0,3%). Эту сталь азотируют после формования таким образом, чтобы получить переходный слой между атомами железа и азота толщиной, находящейся в пределах от 5 микрон до 50 микрон. Она может дополнительно содержать от 0,4 мас.% до 1,5 мас.% марганца. Технический результат - повышение износоустойчивости пары направляющих элементов. 20 з.п. ф-лы.

2377450
патент выдан:
опубликован: 27.12.2009
ПАРА ТРЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ПОДШИПНИКА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения, работающих в сложных условиях, например при создании погружных центробежных насосов для добычи нефти, предназначенных для работы в скважинах с высоким содержанием механических примесей в пластовой жидкости. Пара трения содержит подвижную и неподвижную полупары, выполненные из твердых износостойких материалов. Подвижная полупара по первому варианту выполнения выполнена целиком из порошкового материала на основе одного из следующих керамических и металлокерамических материалов: WCCo, WCCoCr, Cr3C2NiCr, Al2O 3, ZrO2, с добавкой медного сплава, например бронзы, в количестве от 5 до 40 вес.%. методом порошковой металлургии. По второму варианту выполнения подвижная полупара, по меньшей мере, со стороны неподвижной полупары выполнена с покрытием из материала вышеуказанного состава. Поверхность подвижной полупары, по меньшей мере, со стороны неподвижной полупары и/или поверхность неподвижной полупары, по меньшей мере, со стороны подвижной полупары может быть выполнена с пропиткой раствором фторсодержащих поверхностно-активных веществ. Технический результат: снизить коэффициент трения и увеличить износостойкость пары трения. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

2364764
патент выдан:
опубликован: 20.08.2009
МНОГОСЛОЙНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

Изобретение относится к многослойным композиционным материалам для подшипников скольжения или втулок, в которых стремятся использовать не содержащие свинца скользящие слои. Многослойный композиционный материал содержит опорный слой, слой (3) подшипникового металла из медного или алюминиевого сплава, никелевый промежуточный слой (2) толщиной, превышающей 4 мкм, и скользящий слой (1), содержащий от 0 до 20 мас.% меди и/или серебра, остальное - олово. Скользящий слой получают методом гальванического осаждения из метилсульфокислых электролитов. Технический результат: меньшие производственно-технологические издержки при изготовлении многослойного композиционного материала, более однородное распределение материалов в матрице и, как результат, при колебаниях - меньшая вероятность возникновения низкоплавких эвтектических областей, повышение производственной надежности. 3 н. и 19 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 ил.

К реферату фиг.1.

2354865
патент выдан:
опубликован: 10.05.2009
МНОГОСЛОЙНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

Изобретение относится к многослойным композиционным материалам для подшипников скольжения или втулок, в которых стремятся использовать не содержащие свинца скользящие слои. Многослойный композиционный материал содержит опорный слой, слой (3) подшипникового металла из медного или алюминиевого сплава, никелевый промежуточный слой (2) толщиной, превышающей 4 мкм, и скользящий слой (1), содержащий от 0 до 20% мас. меди и/или серебра, остальное - висмут. Скользящий слой получают методом гальванического осаждения из метилсульфокислых электролитов. Технический результат - меньшие производственно-технологические издержки при изготовлении многослойного композиционного материала, более однородное распределение материалов в матрице и, как результат, при колебаниях - меньшая вероятность возникновения низкоплавких эвтектических областей, повышение производственной надежности 5 н. и 22 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 ил.

2354864
патент выдан:
опубликован: 10.05.2009
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-УВл, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ

Изобретение относится к антифрикционным материалам, получаемым порошковой металлургией, применяющимся в элементах узлов трения машин, механизмов, оборудования и в токосъемных элементах. Антифрикционный материал содержит, мас.%: феррофосфор 0,50-5,40, углеродные волокна 0,50-15,00, железо 10,91-26,25, графит 0,16-5,16, гранулы 2,00-24,00, медь - остальное. Материал выполнен в виде спеченных порошков с локализованными включениями гранул. Гранулы имеют размер 0,4-2,0 мм и содержат, мас.%: медь 37,0-60,0; графит - остальное. Материал получают гранулированием смеси порошков меди и графита с последующим смешением гранул с порошками феррофосфора, меди, графита, железа и углеродным волокном. Полученную шихту формуют и спекают. Описан элемент узла трения с напеченным слоем полученного антифрикционного материала. Полученный беспористый антифрикционный материал обладает высокой механической прочностью и способностью образовывать на поверхности разделительные пленки, предотвращающие износ контактирующей пары. 3 н. и 6 з.п. ф-лы.

2336444
патент выдан:
опубликован: 20.10.2008
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-СТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ ТРЕНИЯ

Изобретение относится к антифрикционным материалам, получаемым порошковой металлургией, применяющимся в элементах узлов трения машин, механизмов, оборудования и в токосъемных элементах. Антифрикционный материал содержит, в мас.%: феррофосфор 0,5-5,4; стекло 0,5-25,0; железо 10,91-26,25; графит 0,16-5,16; гранулы 2,0-24,0; медь - остальное. Материал выполнен в виде спеченных порошков с локализованными включениями гранул. Гранулы имеют размер 0,4-2,0 мм и содержат, в мас.%: медь 37,0-60,0; графит - остальное. Материал получают гранулированием смеси порошков меди и графита с последующим смешением гранул с порошками феррофосфора, стекла, меди, графита и железа. Полученную шихту формуют и спекают. Описан элемент узла трения с напеченным слоем полученного антифрикционного материала. Полученный беспористый антифрикционный материал обладает высокой механической прочностью и способностью образовывать на поверхности разделительные пленки, предотвращающие износ контактирующей пары. 3 н. и 6 з.п. ф-лы.

2336443
патент выдан:
опубликован: 20.10.2008
СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ КОБАЛЬТА

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к составам спеченных антифрикционных материалов на основе кобальта. Может использоваться в машиностроении. Спеченный материал, мас.%: карбид титана 3,0-7,0; дисульфид молибдена 12,0-16,0; бор 0,2-0,6; тантал 3,2-4,8; кобальт - остальное. Материал обладает высокой износостойкостью. 1 табл.

2335555
патент выдан:
опубликован: 10.10.2008
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДШИПНИКОВ ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ

Изобретение относится к эксплуатации подшипников жидкостного трения, преимущественно, подшипников прокатных станов. На предварительно очищенные рабочие поверхности деталей подшипника наносят технологическую среду. Указанная среда содержит ремонтно-восстановительный состав, гомогенно размешанный в пластичной смазке. Подшипник собирают и вращают в сборе относительно продольной оси с приложением в рабочей зоне деталей подшипника внешнего усилия. Величина усилия составляет 0,1-1,0% от нагрузочной способности подшипника. При этом на рабочих поверхностях деталей подшипника в два этапа формируют защитный слой. На втором этапе формирования защитного слоя вращение подшипника производят с периодическим вводом в рабочую зону деталей подшипника технологической среды. Среда содержит ремонтно-восстановительный состав, гомогенно размешанный в масле. Затем рабочую зону деталей подшипника промывают. В результате обеспечивается повышение долговечности подшипников и повышение надежности работы оборудования, в которых они используются. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

2327908
патент выдан:
опубликован: 27.06.2008
ПЛОТНЫЙ САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ МАТЕРИАЛ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И МЕХАНИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ ИЗ ЭТОГО МАТЕРИАЛА

Изобретение относится к получению самосмазывающихся материалов, которые могут использоваться для деталей турбомашин. Плотный самосмазывающийся по всему объему материал образован металлической матрицей, содержащей от 1 до 30% частиц твердой смазки. Объемная плотность - более 90%. Для его получения готовят гомогенную смесь из металлического порошкового материала, частиц твердой смазки и органического связующего. Смесь формуют посредством прессования или литья под давлением. Заготовку извлекают из формы, удаляют связующее и спекают. Полученный материал имеет коэффициент трения - менее 0,3, механическая прочность в области температур от 300 до 600°С - не менее 400 МПа. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 1 ил.

2320739
патент выдан:
опубликован: 27.03.2008
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам изготовления подшипников. Способ заключается в нанесении микрокристаллического, двумерно упорядоченного покрытия из высокодисперсной окиси алюминия с уплотняющими добавками из окислов титана, иттрия, магния на наружное кольцо подшипника. Покрытие наносится на сверхзвуковой установке плазменного напыления. Достигается увеличение срока службы керамических покрытий на наружных кольцах подшипника и предотвращение электроэрозии и микросварки тел качения. 1 з.п. ф-лы.

2319869
патент выдан:
опубликован: 20.03.2008
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОНКОСТЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ВКЛАДЫШАХ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Согласно предлагаемому способу послойное плазменное напыление с раздельной подачей под срез сопла плазмотрона порошковых материалов олова и алюминия выполняют в два этапа. На первом этапе напыляют основной слой, подавая под срез сопла плазмотрона на предварительно подготовленный напыленный подслой порошковый материал сплава алюминия АO6. По достижении необходимой толщины основного слоя, не прекращая подачу сплава АO6, начинают второй этап напыления, образуя рабочий слой путем одновременной подачи с ним под срез сопла плазмотрона порошкового материала олова, при этом порошковый материал АO6 подают такого же состава входящих в него компонентов. Заканчивают второй этап напыления по достижении заданной толщины антифрикционного слоя. Порошковый материал сплава АO6 подают под срез сопла плазмотрона по двум трубкам, а олова - по третьей, при положении осей подающих трубок относительно друг друга под углом 120°. Технический результат: увеличение срока службы, повышение коррозионной стойкости, увеличение нагрузки схватывания, упрощение технологии, снижение себестоимости затрат на изготовление и восстановление тонкостенных вкладышей. 2 ил.

2319049
патент выдан:
опубликован: 10.03.2008
СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЯВЛЕНИЯ БЕЗЫЗНОСНОСТИ ПРИ ТРЕНИИ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности подшипникам скольжения, например, двигателя внутреннего сгорания. Способ реализации явления безызносности при трении скольжения, обеспечиваемого снижением вязкости поверхностного слоя сплава, заключается в том, что снижение вязкости для сплавов с высокопластичной структурной составляющей (алюминий-олово, алюминий-свинец) достигается за счет исключения окислов из поверхностного слоя в зоне трения с помощью селективных газовых мембран. Технический результат: способ позволяет сравнительно просто реализовать явление безызносности независимо от режимов работы двигателя внутреннего сгорания и снизить износ подшипников скольжения в три-пять раз. 2 табл.

2310777
патент выдан:
опубликован: 20.11.2007
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения различного назначения. Опора скольжения может быть выполнена в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов, в форме сплошного кольца или в форме полуколец, в форме диска или пластины. Рабочая поверхность трения скольжения выполнена из полимерного антифрикционного композиционного материала. Материал содержит термореактивное связующее, волокнистый наполнитель и порошковый наполнитель, при этом в объеме опоры скольжения 30-45 мас.% волокнистого наполнителя полимерного антифрикционного композиционного материала размещено хаотично, а 55-70 мас.% волокнистого наполнителя размещено перпендикулярно или под углом 60-89° к рабочей поверхности трения скольжения. Технический результат заключается в повышении срока службы за счет снижения интенсивности линейного изнашивания как материала опоры, так и материала контртела, выполненного из металла, например стали, чугуна, бронзы и т.д., повышении микротвердости, а также снижении в паре трения по металлу динамического коэффициента трения при сохранении ударной вязкости и устойчивости к расслоению. 8 з.п. ф-лы, 2 табл.

2302564
патент выдан:
опубликован: 10.07.2007
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к подшипнику качения, используемому в летательных аппаратах, в частности вертолетах. Подшипник качения одно- или двухрядный содержит тонкостенные вращающиеся кольца, причем вращающиеся кольца состоят из мартенситной закаленной стали и имеют следующие признаки: поверхностная твердость 613 HV (56 HRC) в зоне поверхностей дорожек качения, твердость сердцевины 285 HV (28 HRC), разность (А) между поверхностной твердостью и твердостью сердцевины 150 HV (9 HRC), твердость сердцевины получают на глубине между 8% диаметра тела качения и 90% толщины стенки под дорожкой качения, отношение диаметра Тk делительной окружности к диаметру Dw тела качения 20. Конструкция подшипника уменьшает опасность возникновения трещин. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

2300575
патент выдан:
опубликован: 10.06.2007
Наверх