Конструктивные элементы, узлы, детали или вспомогательные приспособления, не отнесенные к группам  ,1/00: .передача мощности между различными валами газотурбинной установки или между газотурбинной установкой и потребителем мощности – F02C 7/36

МПКРаздел FF02F02CF02C 7/00F02C 7/36
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F02 Двигатели внутреннего сгорания
F02C Газотурбинные установки; воздухозаборники реактивных двигательных установок; управление подачей топлива в воздушно-реактивных двигательных установках
F02C 7/00 Конструктивные элементы, узлы, детали или вспомогательные приспособления, не отнесенные к группам  1/00
F02C 7/36 .передача мощности между различными валами газотурбинной установки или между газотурбинной установкой и потребителем мощности

Патенты в данной категории

ПЛАНЕТАРНО-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР

Изобретение относится к редукторам газотурбинных двигателей и может найти применение, например, в малоразмерных авиационных турбовинтовых двигателях. Планетарно-дифференциальный редуктор включает входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал и наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления. Внутренний выходной вал концентрично установлен в наружный выходной вал. Входной вал-шестерня снабжен опорами, причем хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу. Входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала. Большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения. Отношение диаметра начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала к диаметру начальной окружности входного вала-шестерни составляет l,5-2. Изобретение позволяет снизить габаритные размеры редуктора и уровень потерь в зубчатом зацеплении, а также разгрузить опоры входного и выходных валов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

2528236
патент выдан:
опубликован: 10.09.2014
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РАЗБОРКИ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ КОНСТРУКЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Газотурбинный двигатель содержит опору центрального узла, узел зубчатой передачи и гибкую опору. Опора центрального узла образует внутреннюю кольцевую стенку для осевого контура и содержащую первые элементы шлицевого соединения. Узел зубчатой передачи связывает вал и вентилятор, установленный с возможностью вращения вокруг оси. Гибкая опора связывает узел зубчатой передачи с опорой центрального узла и содержит вторые элементы шлицевого соединения, сопрягаемые с первыми элементами шлицевого соединения для передачи крутящего момента от одних элементов шлицевого соединения к другим. При разборке передней конструкции газотурбинного двигателя обеспечивают доступ к обращенным вперед крепежным элементам, крепящим опору центрального узла к гибкой опоре, несущей узел зубчатой передачи, и удаляют эти крепежные элементы. Затем рассоединяют первые и вторые элементы шлицевого соединения, выполненные соответственно на опоре центрального узла и на гибкой опоре. Группа изобретений позволяет упростить демонтаж узла зубчатой передачи газотурбинного двигателя. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 10 ил.

2522344
патент выдан:
опубликован: 10.07.2014
УЗЕЛ ОТСОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ В РОТОРЕ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их отсоединении во время нештатной ситуации. Указанный технический результат достигается тем, что между валом ротора компрессора низкого давления и валом турбины низкого давления установлен промежуточный вал, соединенный с ними в окружном направлении шлицевыми соединениями, а в осевом направлении стяжным болтом и стяжной трубой соответственно, причем стяжная труба зафиксирована в окружном направлении посредством шлицов контровочной трубой, фиксирующей в окружном направлении стяжной болт посредством шлицевого соединения и связанной с ротором компрессора низкого давления дополнительным шлицевым соединением, при этом между стяжным болтом и контровочной трубой, соосно последней, установлена пружина, кроме того, в статорной части выполнена полость, ограниченная втулкой и поршневым элементом, выполненным с возможностью осевого смещения, сообщенная с нагнетающей магистралью гидравлической системы, например масляной, посредством канала с перепускным клапаном, причем поршневой элемент зафиксирован в окружном направлении относительно втулки шлицами, при этом между втулкой и поршневым элементом, соосно последнему установлена пружина, кроме того, близлежащие торцевые поверхности контровочной трубы и поршневого элемента выполнены коническими с образованием зазора между ними. Перепускной клапан связан с компьютером цифровой системы управления с полной ответственностью. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

2522233
патент выдан:
опубликован: 10.07.2014
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПАРЫ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ВРАЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАНЕТАРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Механизм содержит пару воздушных винтов противоположного вращения, турбину привода, соединенный с ней вал, неподвижный кожух, служащий опорой турбине посредством вала и двух подшипников, а также трансмиссию и втулку. Трансмиссия содержит планетарную зубчатую передачу, включающую центральное планетарное зубчатое колесо, приводимое в движение турбиной, планетарное водило, оснащенное зубчатыми колесами-сателлитами, входящими в зацепление с планетарным зубчатым колесом, и внешний венец, входящий в зацепление с зубчатыми колесами-сателлитами. Планетарное водило приводит в движение один из воздушных винтов, а внешний венец - другой воздушный винт. Втулка соединена с турбиной и с планетарным зубчатым колесом для его привода и окружена валом, причем между втулкой и валом имеется зазор. Втулка выполнена более гибкой при изгибе, чем вал, так что она изгибается, когда к планетарному зубчатому колесу в радиальном направлении прикладываются неуравновешенные силы. Расстояние между одним из подшипников и планетарным зубчатым колесом меньше, чем расстояние между двумя подшипниками. Изобретение позволяет снизить механические напряжения в зубчатой передаче, а также повысить ее надежность. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

2519531
патент выдан:
опубликован: 10.06.2014
ТУРБОБЛОК

Турбоблок газоперекачивающего агрегата (ГПА) или газотурбинной электростанции (ГТЭС) содержит газотурбинный двигатель (ГТД), кожух газотурбинного двигателя, компрессор (нагнетатель) с лабиринтными уплотнениями вала, трансмиссию, кожух трансмиссии с фланцами, расположенный между кожухом газотурбинного двигателя и компрессором. Кожух трансмиссии снабжен внутренней стенкой, образующей совместно с его наружной стенкой воздуховод, соединяющий полость кожуха газотурбинного двигателя с зоной перед лабиринтными уплотнениями компрессора через отверстия, выполненные во фланце кожуха трансмиссии, и отверстия, выполненные во внутренней стенке кожуха трансмиссии, соединенные с ним через радиальный канал, образованный скрепленными с внутренней стенкой кожуха перегородками. Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить давление в зоне разрежения перед уплотнениями компрессора, что, в свою очередь, будет препятствовать проникновению масла и его паров из компрессора в полость кожуха ГТД и предотвратит возникновение аварийных ситуаций. 5 ил.

2518919
патент выдан:
опубликован: 10.06.2014
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД

Газогенератор газотурбинного двигателя содержит двухступенчатый центробежный компрессор, камеру сгорания и, по меньшей мере, одну осевую ступень турбины, связанную с компрессором по оси в единый ротор, установленный в статоре на подшипниках качения. Рабочие колеса ступеней компрессора и турбины выполнены в виде сплошных дисков с передней и задней трубчатыми цапфами на каждом диске. Рабочее колесо первой ступени компрессора установлено цапфами в статоре на подшипниках, при этом внутри задней цапфы выполнены шлицы. Передняя цапфа рабочего колеса второй ступени компрессора посредством роликового подшипника установлена в статоре, а шлицами сопряжена со шлицами задней цапфы первой ступени компрессора. Передняя цапфа колеса турбины содержит на наружной поверхности цилиндрический опорный пояс, а на внутренней поверхности - шлицы и второй опорный пояс, которые сопрягаются соответственно с цилиндрическим опорным поясом на диске второй ступени компрессора, шлицами и опорным цилиндрическим поясом снаружи задней цапфы рабочего колеса второй ступени компрессора. Задние цапфы первой и второй ступеней компрессора соединены по оси через шлицы выключаемыми муфтами соответственно с передней цапфой второй ступени компрессора и передней цапфой диска турбины. Изобретение позволяет повысить надежность газогенератора газотурбинного двигателя, а также снизить его массу и стоимость изготовления. 14 з.п. ф-лы, 4 ил.

2487258
патент выдан:
опубликован: 10.07.2013
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СО СРЕДСТВАМИ ПРИВЕДЕНИЯ В ДВИЖЕНИЕ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ БЛОКА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СПОСОБ МОНТАЖА ТАКОГО ДВИГАТЕЛЯ

Двухвальный газотурбинный двигатель содержит ротора высокого и низкого давления, установленные в подшипниках, удерживаемых при помощи промежуточного кожуха, блок вспомогательного оборудования и приводное средство. Приводное средство обеспечивает приведение в движение радиальных и коаксиальных валов передачи вращательного движения к блоку вспомогательного оборудования. Приводное средство содержит приводные шестерни высокого и низкого давления. Приводная шестерня высокого давления приводит во вращение один из радиальных передаточных валов и связана с ротором высокого давления. Приводная шестерня низкого давления расположена соосно ротору низкого давления, связана с ним спереди по потоку от ротора высокого давления и приводит во вращение другой радиальный передаточный вал. Приводная шестерня низкого давления содержит переднюю по потоку радиальную часть, удерживающую систему зубьев, и цилиндрическую заднюю часть, на которой снаружи установлен подшипник позиционирования в осевом направлении. При монтаже указанного выше двигателя производят монтаж ротора высокого давления и модуля отбора мощности вместе с радиальными передаточными валами в защитном корпусе, жестко связанном с промежуточным кожухом двигателя. Подшипник позиционирования в осевом направлении жестко связан с защитным корпусом. Позиционируют приводную шестерню низкого давления коаксиально и изнутри по отношению к подшипнику позиционирования в осевом направлении и регулируют осевое положение приводной шестерни низкого давления вместе с передаточной шестерней механизма отбора мощности. Фиксируют положение приводной шестерни низкого давления по отношению к подшипнику позиционирования в осевом направлении. Приводная шестерня низкого давления удерживается при помощи подшипника позиционирования в осевом направлении. Вставляют вал ротора низкого давления с обеспечением взаимодействия канавок передачи мощности приводной шестерни низкого давления с канавками передачи мощности упомянутого вала. Изобретения позволяют упростить монтаж приводного средства на газотурбинном двигателе. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

2476701
патент выдан:
опубликован: 27.02.2013
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ ВРАЩАЮЩИХСЯ ВАЛОВ, В ЧАСТНОСТИ, В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ, И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Устройство соединения двух валов включает ведущий и ведомый валы, причем конец ведущего вала содержит прямолинейные шлицы и заходит в охватывающую часть ведомого вала, содержащего прямолинейные шлицы, соответствующие шлицам ведущего вала. Шлицевая зона ведомого вала содержит вблизи одного из своих осевых концов цилиндрическую часть, обладающую большей гибкостью при кручении, чем гибкость при кручении оставшейся части шлицевой зоны. Цилиндрическая часть, обладающая большей гибкостью при кручении, не содержит шлицов или содержит шлицы, которые подвергают механической обработке с тем, чтобы устранить любой контакт со шлицами ведущего вала при передаче крутящего момента. Длина цилиндрической части, обладающая большей гибкостью при кручении, составляет порядка 15-30% от общей длины части ведомого вала, содержащей шлицы. Другое изобретение группы относится к газотурбинному двигателю, например авиационному турбореактивному или турбовинтовому двигателю, содержащему компрессор, вал которого приводится во вращение валом турбины, причем вал компрессора и вал турбины соединены при помощи указанного выше устройства соединения двух валов. Изобретение позволяет повысить срок службы валов. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

2474709
патент выдан:
опубликован: 10.02.2013
УСТРОЙСТВО СОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДНЫХ ФАЗ РАЗГОНА И ТОРМОЖЕНИЯ

Газотурбинный двигатель (10) летательного аппарата, в частности вертолета, содержит газогенератор (12) и свободную турбину (14), приводимую во вращение газовым потоком (F), вырабатываемым газогенератором. Газотурбинный двигатель содержит электрический двигатель/генератор (30), электрически связанный с аккумулятором (32) и механически соединенный с валом (18) газогенератора (12). Аккумулятор выполнен с возможностью, с одной стороны, питания двигателя/генератора (30) в процессе фазы разгона газотурбинного двигателя для снабжения вала (18) дополнительным количеством кинетической энергии вращения и, с другой стороны, для хранения в виде электрической энергии количества кинетической энергии, отобранного двигателем/генератором (30) с вала газогенератора в процессе фазы торможения газотурбинного двигателя. Аккумулятор (32) выполнен с возможностью подзарядки первым электрическим генератором (34), соединенным с валом (16) свободной турбины (14). Достигается степень разгона, превышающая разгон газотурбинного двигателя из известного уровня техники при том же запасе по помпажу, или возможность разработки газотурбинных двигателей с уменьшенными запасами по помпажу, что выражается в предпочтительном уменьшении габаритов газотурбинного двигателя. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

2462607
патент выдан:
опубликован: 27.09.2012
ГАЗОТУРБИННАЯ СИСТЕМА, В КОТОРОЙ В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ИСПОЛЬЗУЮТ ГАЗ СТАЛЕПЛАВИЛЬНОГО ЗАВОДА

Газотурбинная система, использующая газ сталеплавильного завода в качестве топлива, содержит, по меньшей мере, компрессор воздуха, требуемого для горения, по меньшей мере, компрессор газа сталеплавильного завода, камеру сгорания, турбину, трансмиссию для соединения приводного вала и компрессора для газа сталеплавильного завода друг с другом. Турбина приводится в действие посредством отработанного газа камеры сгорания и подает механическую энергию к компрессору воздуха для горения, к машине пользователя, в частности к генератору переменного тока, и к приводному валу. В камеру сгорания поступает сжатый воздух для горения и сжатый газ сталеплавильного завода и/или природный газ. Трансмиссия содержит средства соединения/отсоединения для отсоединения компрессора для газа сталеплавильного завода от приводного вала, в то время как приводной вал находится во вращении. Изобретение направлено на увеличение выработки электрической энергии при отсоединении компрессора, уменьшение времени простоя установки вследствие того, что компрессор может быть отсоединен при работающей турбине и повышение кпд при повторном запуске турбины и генератора переменного тока. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

2446295
патент выдан:
опубликован: 27.03.2012
СОЕДИНЕНИЕ УМЕНЬШЕННОГО РАДИАЛЬНОГО ГАБАРИТА МЕЖДУ ВАЛОМ ТУРБИНЫ И ЦАПФОЙ ВАЛА КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ УКАЗАННОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Соединение между валом турбины и цапфой вала компрессора газотурбинного двигателя включает средства передачи крутящего момента между валом турбины и цапфой вала компрессора и средства стопорения конца вала турбины на цапфе вала компрессора. Цапфа вала компрессора содержит множество зубьев, выполненных в радиальном направлении от ее внутренней поверхности. Вал турбины на своем конце содержит множество осевых пазов, а зубья цапфы взаимодействуют с пазами вала турбины. Средства стопорения содержат гайку, затягиваемую на резьбе, выполненной на конце вала турбины. Гайка содержит множество осевых пазов, каждый из которых выполнен между двумя смежными зубцами и взаимодействует с зубьями цапфы вала компрессора. Средства стопорения дополнительно содержат кольцо стопорения гайки, имеющее множество вырезов, взаимодействующих с зубцами стопорной гайки, блокируя ее вращение. Другое изобретение группы относится к газотурбинному двигателю, включающему указанное выше соединение между валом турбины низкого давления и цапфой вала компрессора низкого давления. Изобретение позволяет уменьшить радиальные габариты соединения вала турбины и цапфы вала компрессора, а также упростить монтаж и демонтаж турбины низкого давления. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

2438030
патент выдан:
опубликован: 27.12.2011
СИСТЕМА ФИКСАЦИИ ОКОНЕЧНОСТИ ВАЛА, СПОСОБ МОНТАЖА ВАЛА КОМПРЕССОРА, КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Система фиксации оконечности вала газотурбинного двигателя внутри конического колеса, поддерживаемого подшипником, включает гайку, завинченную в оконечность внутри конического колеса и связанную стопорным кольцом, выполненным в форме кольца с прорезью, с валом на другой оконечности. Гайка содержит внешнюю выточку глубиной, достаточной для вложения стопорного кольца в стянутом состоянии, и имеет поверхность, образующую аксиальный стопор для стопорного кольца. Стопорное кольцо располагается частью своей высоты в выточке, изготовленной на валу, когда стопорное кольцо упирается в указанную поверхность, образующую стопор. Еще одно изобретение группы относится к способу монтажа вала компрессора высокого давления двухвального газотурбинного двигателя в подшипнике, согласно которому нагревают подшипник, монтируют гайку указанной выше системы фиксации на валу и затем завинчивают гайку. Другие изобретения относятся к компрессору газотурбинного двигателя и газотурбинному двигателю, включающим в себя указанную выше систему фиксации вала. Изобретения позволяют упростить сборку и разборку узла фиксации за счет обеспечения доступа к нему с задней части двигателя. 4 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

2436977
патент выдан:
опубликован: 20.12.2011
СИСТЕМА ПРИВЕДЕНИЯ В ДВИЖЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ (ВАРИАНТЫ)

Система приведения в движение вспомогательных механизмов двухвального турбинного двигателя включает в себя первый и второй силовые приводы, а также первое и второе средства зацепления. Первый силовой привод размещен между валом ротора высокого давления и первыми механизмами с возможностью приведения их в действие. Первое средство зацепления и второй силовой привод расположены между валом ротора низкого давления и вторыми механизмами с возможностью приведения их в действие. Второе средство зацепления расположено между первым силовым приводом и вторым силовым приводом с возможностью приведения в движение вторых вспомогательных механизмов посредством вала ротора высокого давления с возможностью отбора мощности на двух роторах, производимого в зависимости от рабочего режима как на одном из роторов, так и на обоих одновременно. Другое изобретение группы относится к способу функционирования указанной выше системы, согласно которому второе средство зацепления расцепляется, когда включается первое средство зацепления. Еще одно изобретение группы относится к способу функционирования при запуске указанной системы, согласно которому первое средство зацепления расцепляется, а второе средство зацепления включается, причем первые или вторые механизмы содержат устройство запуска двигателя. Изобретения позволяют обеспечить привод вспомогательных механизмов от двух роторов с разными скоростями вращения на различных режимах работы двигателя. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

2429360
патент выдан:
опубликован: 20.09.2011
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДВУХРЯДНЫМ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРОМ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с двухрядным винтовентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель включает двухрядный винтовентилятор, газогенератор и дифференциальный редуктор, содержащий ведущее колесо, водило и шестерню внутреннего зацепления. Дифференциальный редуктор и двухрядный винтовентилятор расположены последовательно за газогенератором, причем переднее и заднее колеса винтовентилятора выполнены с возможностью взаимного осевого перемещения. Переднее колесо винтовентилятора установлено на валу шестерни внутреннего зацепления, а заднее колесо - на валу водила. Водило и шестерня внутреннего зацепления имеют одинаковые радиально-упорные подшипники, установленные соответственно перед водилом и за шестерней внутреннего зацепления на выносных цилиндрических выступах. Вал заднего колеса винтовентилятора установлен в валу водила с возможностью фиксации через внутреннюю полость вала-рессоры ведущего колеса. Изобретение позволяет повысить надежность газотурбинного двигателя. 3 ил.

2428577
патент выдан:
опубликован: 10.09.2011
СПОСОБ СЦЕПЛЕНИЯ ПРИВОДНОГО ВАЛА МАШИНЫ ДЛЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ С ВАЛОМ ОТБОРА МОЩНОСТИ

Изобретение относится к способу сцепления приводного вала машины для превращения кинетической энергии в механическую с валом отбора мощности. Машина для превращения кинетической энергии в механическую энергию разгоняется до числа оборотов, подсинхронного по отношению к приводному валу, и удерживается на этом числе оборотов удерживания, прежде чем сигнал используется для запуска сцепления. Сигнал для запуска сцепления устанавливается тогда, когда разность фаз вектора совместного движения частичных участков вала такова, что оба центра тяжести противолежат друг другу. Технический результат изобретения - включение сцепления осуществляется при наименьшем значении колебания, причем весь участок вала должен становиться и оставаться сбалансированным. 7 з.п. ф-лы, 25 ил.

2427720
патент выдан:
опубликован: 27.08.2011
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА МЕХАНИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ МЕЖДУ ВАЛАМИ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Устройство привода вспомогательных механизмов двухвального газотурбинного двигателя, включающего вал низкого давления и вал высокого давления, содержит дифференциальный механизм с первым и вторым входными валами и с выходным валом и коробку приводов, имеющую общий приводной вал. Вспомогательные механизмы установлены на коробке приводов. Первый входной вал соединен при помощи селективного сцепления либо с валом низкого давления, либо с валом высокого давления. Второй входной вал соединен с валом высокого давления, а выходной вал соединен с приводным валом коробки приводов. Изобретение позволяет осуществлять отбор мощности на валу низкого давления и поддерживать вращение приводного вала коробки приводов в диапазоне скоростей, совместимом с установленными на ней механизмами. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

2407903
патент выдан:
опубликован: 27.12.2010
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя относится к авиационному двигателестроению. Устройство содержит валы компрессора и турбины низкого давления, соединенные между собой в осевом направлении через промежуточный вал и установленный в нем регулировочный элемент стяжной втулкой, соединенной с валом турбины низкого давления при помощи резьбы, а в окружном направлении - через шлицевое соединение, и межвальный радиально-упорный шарикоподшипник, наружное кольцо которого установлено на внутренней поверхности вала компрессора высокого давления, а внутреннее - на наружной поверхности промежуточного вала. На стяжной втулке установлена гайка, контактирующая с ротором компрессора низкого давления, соединенным с валом компрессора низкого давления при помощи дополнительного шлицевого соединения. Изобретение позволяет при обрыве вала компрессора локализовать разрушение внутри двигателя и предотвратить разрушение мотогондолы и самолета в целом. 1 ил.

2406848
патент выдан:
опубликован: 20.12.2010
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит валы компрессоров высокого и низкого давления, вал турбины низкого давления, контровочную трубу, промежуточный вал, установленный на валу компрессора низкого давления, и межвальный шарикоподшипник. Вал турбины низкого давления соединен с валом компрессора низкого давления в окружном направлении через шлицевое соединение, а в осевом - через стяжную втулку. Контровочная труба соединена со стяжной втулкой через дополнительное шлицевое соединение. Наружное кольцо межвального шарикоподшипника прикреплено к внутренней поверхности цапфы ротора компрессора высокого давления, а внутреннее - к наружной поверхности промежуточного вала. В шлицах вала компрессора низкого давления выполнена кольцевая проточка, в которую заведена зафиксированная в осевом направлении упорная втулка с ответными шлицами, на торце которой выполнены выступы. На валу компрессора низкого давления установлена контровочная втулка с пазами, связанная с ним при помощи шлицевого соединения. В пазы контровочной втулки заведены выступы упорной втулки, а по периферии последней установлена дополнительная втулка, связанная с ней при помощи резьбового соединения. Один конец дополнительной втулки контактирует с промежуточным валом, а второй снабжен выступом, контактирующим с торцом контровочной втулки. Изобретение позволяет уменьшить перекос валов компрессора и турбины низкого давления и повысить долговечность подшипников. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

2405955
патент выдан:
опубликован: 10.12.2010
ДВУХВАЛЬНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Двухвальный газотурбинный двигатель включает соосно расположенные валы высокого и низкого давления. Валы компрессора и турбины высокого давления соединены промежуточным валом, закрепленным гайкой на валу компрессора и установленной на валу турбины резьбовой втулкой. Резьбовая втулка установлена с внешней стороны переднего хвостовика вала турбины перед шлицевой муфтой. Передний хвостовик резьбовой втулки, задний хвостовик вала компрессора и гайка крепления промежуточного вала торцовыми шлицами имеют шлицевое соединение с Н-образной в поперечном сечении кольцевой втулкой. Кольцевая втулка установлена во внутренней полости промежуточного вала между валом компрессора и резьбовой втулкой с возможностью осевой сдвижки в нерабочем положении в сторону вала компрессора и освобождения торцовых шлицев резьбовой втулки. Кольцевая втулка зафиксирована в осевом положении упругим стопорным кольцом с осевыми выступами, расположенными во внутренней кольцевой проточке кольцевой втулки. Внутренние поверхности кольцевой втулки выполнены заподлицо с внутренней поверхностью заднего хвостовика вала компрессора. Стопорное кольцо размещено между задним хвостовиком вала компрессора и передней стенкой кольцевой втулки. Изобретение позволяет повысить прочность и надежность в работе двухвального газотурбинного двигателя. 4 ил.

2389889
патент выдан:
опубликован: 20.05.2010
ТУРБОБЛОК ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом. Турбоблок газоперекачивающего агрегата содержит приводной двигатель с подмоторной рамой и нагнетатель, установленные на общей раме на опорных поверхностях. Вал нагнетателя непосредственно и жестко соединен с валом свободной турбины приводного двигателя. В месте размещения опорного подшипника для вала свободной турбины двигателя установлен единый опорный подшипник для валов свободной турбины двигателя и нагнетателя. Выхлопная улитка свободной турбины двигателя жестко скреплена с корпусом нагнетателя. Корпус единого подшипника снабжен теплозащитным кожухом. Изобретение позволяет повысить надежность турбоблока, улучшить его технические и эксплуатационные характеристики, а также снизить стоимость производства. 1 ил.

2383754
патент выдан:
опубликован: 10.03.2010
РОТОР ТУРБОМАШИНЫ

Ротор турбомашины относится к авиадвигателестроению, в частности к узлам крепления дисков на валу двигателя. Ротор турбомашины содержит диск с цапфой и вал, фланцы которых соединены стяжными болтами и сцентрированы друг относительно друга по цилиндрической посадочной поверхности на фланцах. Охватываемый по цилиндрической посадочной поверхности фланец снабжен цилиндрическим выступом с радиальными прорезями в нем, для увеличения натяга по посадочной цилиндрической поверхности при вращении ротора. Увеличение натяга производится путем центробежной подгрузки охватываемого фланца в районе посадочной цилиндрической поверхности. Изобретение позволяет обеспечивать плотную посадку цапфы диска относительно вала на всех режимах работы ротора турбомашины путем подбора геометрии выступа. 3 ил.

2375587
патент выдан:
опубликован: 10.12.2009
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к узлам привода авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установок. Технический результат заключается в повышении надежности двигателя за счет предотвращения износа шлицев в соединении ведущего зубчатого колеса и вала ротора компрессора высокого давления путем обеспечения их смазки в процессе работы. В газотурбинном двигателе, включающем вал компрессора низкого давления, вал компрессора высокого давления, ведущее зубчатое колесо, передающее крутящий момент с вала компрессора высокого давления на центральный привод через шлицевое соединение, на валу компрессора низкого давления установлена втулка с лабиринтными гребешками, а на ведущем зубчатом колесе размещена втулка с уплотнительным покрытием, образующая с указанным зубчатым колесом кольцевые радиальные полости, которые сообщаются с входной полостью, расположенной между указанными втулками, и полостью центрального привода через отверстия, выполненные в стенках втулки с уплотнительным покрытием, ведущего зубчатого колеса и вала компрессора высокого давления. В процессе работы газотурбинного двигателя пары масла, поступающие из полости центрального привода в кольцевую входную полость, за счет центробежной силы от вращающихся роторов скапливаются на поверхности в виде масляной пленки. Накопившееся масло через радиальные отверстия перетекает в кольцевую полость и далее в полость. Под действием той же центробежной силы через радиальные отверстия масло дальше перетекает в полость, из которой равномерно распределяется по зазорам шлицевого соединения, смазывая шлицы, и далее вытекает в кольцевую полость. Далее через радиальные отверстия масло выбрасывается в полость. Таким образом, обеспечивается постоянная непрерывная смазка шлицев и предотвращается их износ. 2 ил.

2352801
патент выдан:
опубликован: 20.04.2009
РЕДУКТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Редуктор газотурбинного двигателя содержит установленную на входном валу ведущую шестерню, находящуюся в зацеплении с неподвижными промежуточными шестернями, которые в свою очередь находятся в зацеплении с ведомой шестерней внутреннего зацепления, установленной на выходном валу редуктора. Промежуточные шестерни выполнены двойными и состоящими из большей и меньшей по внешнему диаметру зубчатого венца шестерен. Большая шестерня находится в зацеплении с ведущей шестерней и с ведомой шестерней внутреннего зацепления, установленной на внешнем выходном валу редуктора. Расположенная ближе к выходу из редуктора шестерня с меньшим диаметром находится в зацеплении с ведомой шестерней внешнего зацепления, установленной на внутреннем выходном валу редуктора. Ведущая и ведомые шестерни закреплены на валах телескопически с возможностью самоустановки на промежуточных шестернях. Промежуточные шестерни установлены в корпусе редуктора на роликовом со стороны входа и шариковом со стороны выхода подшипниках. Причем число двойных промежуточных шестерен составляет от 3 до 5, а отношение ширины зубчатого венца большей промежуточной шестерни по делительной окружности к ширине зубчатого венца ведомой шестерни внутреннего зацепления по делительной окружности составляет от 1,5 до 3. Изобретение позволяет повысить надежность редуктора за счет снижения нагрузок на подшипники промежуточных шестерен и выравнивания нагрузок на эти шестерни. 1 ил.

2347092
патент выдан:
опубликован: 20.02.2009
РЕДУКТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Редуктор газотурбинного двигателя с внутренним зацеплением содержит внешний и внутренний выходные валы, соосно установленные на его выходе, и сателлитные шестерни на стационарных опорах. Сателлитные шестерни выполнены двойными с разными по наружному диаметру внешними зубчатыми венцами. Сателлитная шестерня с большим по диаметру зубчатым венцом выполнена с возможностью зацепления с ведущим колесом и с ведомой шестерней внутреннего зацепления, установленной на внешнем выходном валу. Сателлитная шестерня с меньшим по диаметру зубчатым венцом выполнена с возможностью зацепления с ведомой шестерней внешнего зацепления, установленной на внутреннем выходном валу. Сателлитные шестерни установлены на внешних относительно этих шестерен подшипниках качения, причем подшипник качения со стороны ведущего колеса выполнен с Т-образным в поперечном сечении внутренним кольцом. Отношение внешнего диаметра наружного кольца подшипника качения со стороны ведущего колеса к диаметру сателлитной шестерни с большим зубчатым венцом равно 1,001...1,1. Количество двойных сателлитных шестерен составляет 4...8. Изобретение позволяет повысить надежность редуктора газотурбинного двигателя за счет снижения нагрузок на подшипник сателлитных шестерен и повышения их несущей способности. 1 ил.

2346172
патент выдан:
опубликован: 10.02.2009
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ТУРБИНЫ И КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к трансмиссии, соединяющей роторы турбины и компрессора газотурбинного двигателя. Узел соединения валов турбины и компрессора газотурбинного двигателя, содержит промежуточный вал, передний хвостовик которого шлицами соединен с валом компрессора, а задний хвостовик соединен с валом турбины. На наружном диаметре шлицев в кольцевой проточке переднего хвостовика промежуточного вала установлено центрирующее кольцо. На передних торцах промежуточного вала и центрирующего кольца выполнены, по меньшей мере, по одной выборке, совмещенные при сборке. На внутренней поверхности центрирующего кольца выполнен, по меньшей мере, один выступ, который расположен в пазу шлица хвостовика. Высота выступа составляет 0,5-2,0 величины модуля шлицев вала компрессора. Изобретение позволяет повысить надежность работы двигателя за счет сброса масла из полости вала компрессора и исключения коксования и возгорания масла. 6 ил.

2330168
патент выдан:
опубликован: 27.07.2008
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к соединению валов компрессора и турбины. Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит валы компрессора и турбины, соединенные между собой. В осевом направлении валы компрессора и турбины соединены через стяжную трубу, а в окружном направлении - через рессору, контактирующую с внутренними поверхностями валов компрессора и турбины через шлицевые соединения и уплотнительные кольца. На внутренних поверхностях валов компрессора и турбины выполнены бурты, ограничивающие осевое перемещение рессоры. Концевые участки последней выполнены с диаметром, меньшим внутреннего диаметра шлицев, а уплотнительные кольца размещены на этих концевых участках. Изобретение позволяет повысить точность изготовления рессоры и уменьшить дисбаланс узла соединения роторов компрессора и турбины в целом. 1 ил.

2328610
патент выдан:
опубликован: 10.07.2008
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Двухконтурный газотурбинный двигатель выполнен с приводом рабочего колеса вентилятора через редуктор. Между подшипниками качения каждой из промежуточных шестерен редуктора установлен подшипник скольжения. Одно из колец каждого подшипника качения установлено на оси шестерни через упругий элемент. Сепаратор подшипника качения размещен на внутреннем кольце подшипника. Отношение радиального зазора по рабочей поверхности подшипника скольжения к радиальному зазору по рабочей поверхности качения равно 1,5-100,0. Изобретение повышает надежность двухконтурного газотурбинного двигателя путем снижения радиальной нагрузки на подшипники качения промежуточных шестерен редуктора на режимах взлета и на крейсерских режимах. 3 ил.

2311554
патент выдан:
опубликован: 27.11.2007
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ТУРБИНЫ И КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к трансмиссии, соединяющей роторы турбины и компрессора. Устройство соединения валов турбины и компрессора газотурбинного двигателя содержит промежуточный вал, в задний хвостовик которого по шлицам через шлицевую муфту установлен вал турбины, а в передний хвостовик - вал компрессора. На наружном диаметре шлиц вала турбины в кольцевую проточку заднего хвостовика промежуточного вала установлено центрирующее кольцо. Изобретение позволяет повысить надежность работы роликоподшипника турбины и уменьшить утечки воздуха в уплотнениях за счет улучшения крепления промежуточного вала на валу турбины. 3 ил.

2310088
патент выдан:
опубликован: 10.11.2007
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОТ ВАЛА КОМПРЕССОРА К КОРОБКЕ ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к узлам приводов авиационных газотурбинных двигателей. Устройство передачи крутящего момента от вала компрессора к коробке приводных агрегатов газотурбинного двигателя содержит прямозубое ведомое цилиндрическое колесо и коническую шестерню. Между цилиндрическим колесом и конической шестерней с помощью шлицевых соединений установлен промежуточный вал. Промежуточный вал имеет на своих концах внутренние кольцевые полости, соединенные радиальными каналами с полостями шлицевых соединений. Прямозубое колесо и коническая шестерня выполнены с внутренними буртиками, диаметр которых меньше внутреннего диаметра впадин шлицев промежуточного вала. Изобретение позволяет повысить надежность работы устройства за счет постоянной прокачки маслом шлицевых соединений, а также удаления продуктов износа шлицев, их смазки и охлаждения. 3 ил.

2305787
патент выдан:
опубликован: 10.09.2007
МНОГОВАЛЬНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РОТОРАМИ НА МАГНИТНЫХ ПОДШИПНИКАХ

Изобретение относится к газотурбостроению и может быть использовано при создании газотурбинных двигателей с роторами на магнитных подшипниках. Техническим результатом заявляемого изобретения является создание конструкции многовального газотурбинного двигателя с роторами, установленными на магнитных и страховочных подшипниках, обеспечивающей возможность исключения динамических нагрузок на страховочные подшипники второго ротора при транспортировке газотурбинного двигателя путем фиксации и центровки второго ротора относительно первого ротора, зафиксированного относительно статора. Многовальный газотурбинный двигатель содержит статор, по меньшей мере, два концентрично расположенных ротора, каждый из которых установлен на двух опорных и одном упорном магнитных подшипниках и на двух, расположенных рядом с магнитными, страховочных подшипниках качения, и, по крайней мере, два узла фиксации второго ротора относительно первого ротора, устанавливаемые, преимущественно, в области торцов второго ротора, причем первый ротор установлен с возможностью его фиксации относительно статора. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

2301901
патент выдан:
опубликован: 27.06.2007
Наверх